Если, по выражению современного российского писателя Виктора Ерофеева, Россия издавна была влюблена во Францию и французскую культуру, то советский кинематограф, явно сожительствовал с итальянским. Подтверждением тому может быть целый ряд кинокартин, которые выходили в Советском Союзе при поддержке итальянской киноиндустрии и с участием итальянских киноактёров. Аналогично, в Италии выпускались фильмы если не с советской тематикой, то по крайней мере с упоминанием советской/русской культуры и её деятелей.
Этот кинематографический роман длился с конца 50-ых - до 1990 года. В этот же период был снят фильм Утренние поезда (http://creedence.ru/stati/o...utrennie-poezda.html).
Перечень фильмов, вовлечённых в этот процесс, действительно может озадачить знатоков киноискусства. Знаменитая кинокомедия Эльдара Рязанова «Приключения итальянцев в России», которая пародировала сразу несколько жанров, среди которых и спагетти-вестерн, была далеко не единственной киноработой, которую можно вспомнить в связи с выбранной тематикой. В первую очередь, это конечно же трогательная мелодрама 1970 года кинорежиссёра Витторио де Сика «Подсолнухи», с Марчелло Мастрояни и Софи Лорен, она повествует о судьбах двух итальянцев во время и после Второй мировой; сюда же относится драма 1964 года режиссёров Джузеппе де Сантис и Дмитрия Васильева «Они шли на восток» (Итальянцы хорошие люди – так выглядит оригинальное название фильма «Italiani brava gente»), с советской киноактрисой Жанной Прохоренко, которую мы помним по фильму «Баллада о солдате» и, конечно же, со знаменитым Питером Фальком в эпизодической роли военного врача; мелодрама Никиты Михалкова «Очи чёрные» 1987 года, снятая по рассказам А.П. Чехова, с Маорчелло Мастрояни, Еленой Сафоновой и Иннокентием Смоктуновским в главных ролях; ну, и конечно же шедевр 1983 года, легендарного советского кинорежиссёра Андрея Тарковского «Ностальгия» с Олегом Янковским. Кстати, последний в этом списке фильм получил приз на канском кино-фестивале за лучшую режиссуру.
Все эти фильмы, можно сказать, капля в море, как для итальянского, так и для советского кинематографов. Они лишь поверхностный срез с процессов, происходивших в киноискусстве этих двух стран. Но этот период оказался очень продуктивным моментом сближения двух культур. Две мировых киноиндустрии, в точках своего наивысшего развития приблизились друг к другу и отразили свои различия и свои подобия. Подвёл черту под этим периодом фильм Владимира Бортко под названием «Афганский излом» 1990 года, с Микеле Плачидо в роли майора советской армии Михаила Бандуры. Знаменитый киногерой , боровшийся со спрутом мафии в своей стране, перешёл в советское кино с очень краткой миссией, показать тождественность проблем в советской и итальянской жизни. Кстати, следует сказать, что в следующем году, после завершения съёмок, существование советского государства подошло к концу.