О Соломбале 1978 года читайте в материале Овчинникова Вениамина Петровича
Сотни лет кузнецы и литейщики
Жили здесь — со времен Петра! —
Знаменитые корабельщики,
Соломбальские мастера.
Белопарусные красавцы
Поспевай—принимай, Двина.
Пусть Россия умельцами славится,
Пусть запомнит их имена.
И Октябрьская революция
Неспроста завод назвала
Гордым именем «Красная кузница» —
За большие его дела.
Величавая, сердцу близкая,
К берегам прильнула Двина.
Есть в Архангельске своя Выборгская —
Соломбальская сторона!
М. Скороходов
За 60 лет советской власти производительные силы Архангельской области возросли в 112,5 раза. И такими же семимильными шагами прошла через 60 Октябрей Соломбальская сторона. Сегодня промышленные предприятия этого района вырабатывают продукции более чем на 260 миллионов рублей.
Лесопильщики Соломбалы выполняют почти половину поставок по экспортным пиломатериалам. Они настойчиво борются за улучшение комплексного использования древесного сырья: ежегодно готовят из отходов лесопиления до миллиона кубометров технологической щепы для целлюлозно-бумажного и гидролизного производства.
Целлюлозники Соломбальского комбината выпускают свыше 230 тысяч тонн целлюлозы в год, большинство которой поступает на внешний рынок, обеспечивая до 75 процентов экспортной программы области.
Гидролизники Соломбалы снабжают сырьем предприятия по производству синтетического каучука, отправляют ежегодно до 8,5 тысячи тонн кормовых белковых дрожжей на заводы комбикормовой промышленности.
Маймаксанский лесной порт — крупнейший в области экспортер круглого леса. В районе Экономии растет аванпорт Архангельска, которому суждено стать морскими воротами для круглогодовой навигации.
В рядах тружеников Соломбалы большой отряд судоремонтников, машиностроителей. Крупнейшее судоремонтное предприятие на Севере — ордена Трудового Красного Знамени завод «Красная кузница», коллектив которого освоил все виды ремонта судов Северного ордена Ленина морского пароходства.
750 лучших коллективов страны удостоены Памятного знака «За трудовую доблесть в IX пятилетке», занесены на Всесоюзную доску Почета на ВДНХ СССР. В их числе пять коллективов области, среди которых Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат и завод «Красная кузница».
Соломбальский машиностроительный завод — единственный поставщик автолесовозов для народного хозяйства страны. Уникальна также и продукция маймаксанского завода «Лесосплавмаш» — сплоточные станки и агрегаты для подъема затонувшей древесины.
В Соломбале находится центр северной гидрографии и центр нашей северной службы погоды.
В «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы», утвержденных XXV съездом КПСС, поставлены грандиозные задачи по дальнейшему развитию экономики, культуры страны, по росту благосостояния советских людей на базе повышения эффективности и качества труда. Эта программа определяет и все основные перспективы развития Соломбальского района.
Флагман северного лесопиления, крупнейшее предприятие не только области, но и всей отрасли — Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат. В этом коллективе в тридцатые годы началось стахановское движение в лесопилении. Рамщик В. С. Мусинский смело пошел на штурм устаревших технических норм и победил, установив рекорд в распиловке древесины. Его традицию — достигать самых высоких рубежей — преумножили сотни учеников и последователей. Соломбальские лесопильщики пять раз завоевывали переходящий приз имени знатного стахановца В. С. Мусинского, лишь на один год уступив пальму первенства рамщикам ЛДК имени В. И. Ленина.
Герой Социалистического Труда Б. И. Завьялов.
Добиваясь высокой эффективности производства, высокого качества труда, соломбальские лесопильщики в наши дни стали застрельщиками в экономии сырья. Девиз соревнования: «Больше продукции из каждого кубометра пиловочника!», выдвинутый Героем Социалистического Труда, делегатом XXV съезда КПСС рамщиком Б. И. Завьяловым, подхвачен рамными потоками страны. Только в нашей области лесопильщики, включившись в это трудовое состязание, выпустили за год дополнительно товарной продукции на 1768 тысяч рублей. В этих успехах большая заслуга бригадиров потоков СЛДК, ЛДК № 1, 2, 3 Н. А. Маминова, Г. А. Соколова, В. Н. Резанова, Героя Социалистического Труда члена ВЦСПС А. И. Попова, многих передовых рамщиков.
...Становлением, всем развитием лесная индустрия Севера обязана тому пристальному вниманию, которое уделял ей В. И. Ленин. Отмечая, что «ежегодная выручка за северный лес может в ближайшие же годы достигнуть величины нашего золотого запаса», В. И. Ленин (Поли. соор, соч., т. 42, с. 342) подчеркивал, что осуществить это возможно лишь на основе строго научно обоснованного плана. В целом ряде документов, выступлений В. И. Ленин указывал на необходимость комплексного использования лесных богатств, электрификации лесной промышленности, развития целлюлозного, гидролизного производства на Севере.
Отвечая на заботу В. И. Ленина, лесопильщики Севера внесли имя вождя в список почетных рабочих лесопильного завода № 25 имени Н. Левачева.
Вот как описывает это событие в своих воспоминаниях рабочий завода Н. Палтусов: «В марте 1923 года мы собрались на заводское собрание. Разговор шел о том, как отметить 25-летие РКП(б). Понятно, что речь зашла о Владимире Ильиче Ленине, который в то время тяжело болел. Посоветовались мы и решили избрать Ильича почетным рабочим завода, назначив ему ежемесячный оклад комлевого пильщика, по-нынешнему рамщика. Собрание постановило выплачивать эту ставку за счет повышения производительности труда, а деньги направлять в фонд развития нашего лесопиления. После собрания направили В. И. Ленину резолюцию собрания, в которой говорилось: «В день 25-летия Российской Коммунистической партии (большевиков) мы, рабочие лесозавода имени Левачева, избираем нашего дорогого вождя и руководителя РКП(б) тов. Ленина почетным рабочим нашего завода».
Соревнование за повышение производительности труда дало отличные результаты: коллектив завода не раз выходил победителем в конкурсах предприятий лесопильной промышленности, а в 1927 году был удостоен специальной премии, на которую рабочие построили первый многоквартирный дом. До этого они жили в бараках.
...Накануне XXI съезда КПСС в стране развернулось движение за коммунистическое отношение к труду. Первыми в нашей области этот почин подхватили соломбальские лесопильщики. Именно в те дни в гостях на родном предприятии побывал В. С. Мусинский. Василий Степанович беседовал с молодежью, рассказывал о том, как развивалось стахановское движение в лесопилении, как совершенствовались технические нормы. После одной из таких встреч бригады Патракова, Будрина, Сивкова и другие решили доказать всем, что и их оборудование может дать больше продукции, если к нему относиться по-хозяйски.
Бригадир потока лесопильно-деревообрабатывающего комбината № 1 А. И. Попов.
Среди лесопильщиков в то время, особенно у тех, кто не хотел учиться, расти, появились настроения, что все ресурсы техники исчерпаны. Задушевные беседы с Василием Степановичем Мусинским натолкнули на мысль: надо так же, как сделал он в 1935 году, дать бой этим настроениям. Передовые бригады выдвинули обязательство увеличить распил сырья на 10 кубометров в смену, сократить на 10 минут плановые простои рам за счет улучшения технического ухода, повысить выпуск экспортных пиломатериалов на 2 процента. Этот почин был широко подхвачен на комбинате: в 1959 году в движении за коммунистическое отношение к труду участвовало уже около полутора тысяч рабочих.
Когда знакомишься с такими документами, понимаешь, в чем основа нынешних успехов соломбальских лесопильщиков, воочию убеждаешься, что указания В. И. Ленина, партии коммунистов о развитии, о постоянном техническом прогрессе лесопиления они претворяют в жизнь.
Технический прогресс меняет характер труда лесопильщиков, особенно в процессе обработки пиломатериалов. На Соломбальском комбинате сооружается автоматизированный комплекс: камерные сушилки на 225 тысяч кубометров и пакетирующие машины на 600 тысяч кубометров досок в год. С пуском этого комплекса 85 процентов всех экспортных пиломатериалов будут обрабатываться в автоматизированном режиме, а программу для комплекса начнет вырабатывать электронно-вычислительная машина.
...Нажатием кнопки на пульте оператор включает счетно-решающее устройство, и пятиметровый штабель досок выкатывается из сушилки к разгрузочному устройству. Специальный лифт снимает доски на транспортер сортировочной установки, отделяя прокладки, которые уходят на ленте к месту формирования новых сушильных штабелей.
Сортировочное устройство автоматически подает доски на комлевую торцовку, а затем предъявляет их — до 30 досок в минуту — оператору-сортировщику для контроля качества. Кабина оператора изолирована от шумов, в ней установлен кондиционер воздуха.
Автомат маркирует доски по сортам, а пакетирующая установка разбирает их по маркам, увязывает пакеты стальной лентой, обвязывает влагонепроницаемой бумагой.
На комбинате устанавливается четыре такие линии, которые позволят высвободить сотни рабочих рук, а экономическая эффективность внедрения новой техники составит около 2,5 миллиона рублей.
И это не просто проекты, а реальные дела десятой пятилетки: сооружение автоматизированного комплекса идет полным ходом.
Пуск комплекса изменит многое во всех технологических потоках. Так, на автоматизированные линии будут частично доставлять сырые доски с первого и второго филиалов комбината (бывшие лесозаводы № 14 и 12). Отгрузка продукции пойдет с терминального железобетонного причала, где уже сейчас установлены мощные подъемные краны и возведены четыре механизированных склада-хранилища готовых пакетов общей вместимостью до ста тысяч кубометров пиломатериалов.
В транспортной схеме предприятия тоже назревают перемены. Для перемещения пакетов необходимы мобильные и мощные — грузоподъемностью до 25 тонн — автопогрузчики с боковыми захватами. Биржа, сократившаяся по площади, будет покрыта бетонными плитами.
Эксплуатация этой техники потребует специалистов новых профилей — по автоматике, гидравлике, электронике, пневматике.
Ввод автоматизированных комплексных систем изменит экономику предприятия. На его баланс поступят основные производственные фонды стоимостью более 40 миллионов руб. Для того, чтобы в этих условиях добиваться высокого уровня рентабельности, необходимо строже вести режим экономии, точнее строить технологический процесс, чтобы не допустить брака, пересортицы. Количество, качество, цена реализации и прибыль, как никогда раньше, будут в полной взаимозависимости.
Уже в десятой пятилетке гигант северного лесопиления — Соломбальский - ЛДК — выйдет на эти новые рубежи механизации и автоматизации производства, призванные обеспечить высокую эффективность и качество труда.
Решению проблемы более экономичного раскроя пиловочника и максимального получения продукции способствует новое направление в лесопилении — агрегатная переработка тонкомерного леса на пиломатериалы и технологическую щепу для целлюлозно-бумажного и гидролизного производств.
...Один из таких агрегатов установлен в цехе лесопильно-деревообрабатывающего комбината. Головное изделие из промышленной серии — линия агрегатной переработки бревен № 1 — экспонировалась на ВДНХ СССР в экспозиции международной выставки «Лесдревмаш-73». И с тех пор исправно работает у лесопильщиков Соломбалы.
Герой Социалистического Труда А. Ф. Мехреньгин на встрече с будущими специалистами целлюлозно-бумажных предприятий.
Оператор нажимает кнопку «пуск», и сразу же на транспортер подачи падает бревно, а через 30 секунд на приемный стол сваливаются два бруса. Вся остальная часть бревна превращена в технологическую щепу. Производительность ЛАПБ такая же, как у двух рамных потоков, а обслуживают линию два человека — оператор и дежурный слесарь.
Областной комитет партии поставил задачу перед лесопильщиками: довести выработку технологической щепы из отходов лесопиления до трех миллионов кубометров в год. Деревообработчики Соломбалы уже сейчас выполняют треть общей программы — сдают целлюлозникам ежегодно по миллиону кубометров технологической щепы. Таков их ответ на постановление ЦК КПСС «О работе Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР по повышению эффективности использования древесины в свете требований XXV съезда КПСС».
Первенцем большой лесохимии страны по праву считается Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат. Возведенный за рекордно короткий срок на болотистом пустыре, сульфат-целлюлозный завод дал первую продукцию в октябре 1935 года. Подручный варщика на первой варке А. Ф. Мехреньгин со временем и сам стал старшим варщиком. Родина удостоила его почетного звания Героя Социалистического Труда.
За сорок три года производственные мощности предприятия увеличились в четыре раза. Соломбальские целлюлозники по праву идут в шестерке ведущих предприятий этой отрасли страны. Коллективы Соломбальского, Сегежского, Архангельского, Котласского комбинатов, Братского и Сыктывкарского лесопромышленных комплексов более трех лет поддерживают дружеские связи, заключив договор о социалистическом соревновании за быстрейшее освоение проектных мощностей, за наиболее эффективное использование оборудования, за повышение качества продукции. Одним из инициаторов этого соревнования была бригада варщиков А. С. Шушканова, которая носит звание «Лучшая бригада Министерства целлюлозно-бумажной промышленности СССР».
Бригадир варщиков А. С. Шушканов.
Соломбальские варщики первыми поддержали предложение сыктывкарцев об организации сквозных смен с коллективной моральной и материальной ответственностью за состояние трудовой дисциплины, за поведение в быту. Застрельщиком этого соревнования выступила бригада опытного варщика, члена партийного комитета комбината Н. С. Шамина.
За все время работы предприятие произвело более трех миллионов тонн целлюлозы из отходов лесопиления, сохранив от вырубок более ста пятидесяти тысяч гектаров северных хвойных лесов. А если из этой целлюлозы изготовить бумагу и напечатать книги, то каждый житель нашей страны может получить по 4 тома в двести страниц каждый.
Сушильный цех Соломбальского целлюлозно-бумажного комбината.
Вслед за котласскими и архангельскими бумажниками соломбальцы пустили в эксплуатацию очистные сооружения, чтобы бороться с загрязнением окружающей среды. Но они пошли дальше своих коллег. На предприятии недавно введена в строй четвертая очередь станции биологической очистки промышленных стоков и хозяйственных сбросов города. К этой системе подключен и центр Архангельска, и рабочая Маймакса с гидролизным заводом. Ежесуточно сложное хозяйство очистных сооружений может принимать около трехсот тысяч кубометров сточных загрязненных вод.
На Соломбальском комбинате в 1971 году пущен в эксплуатацию завод по утилизации побочных продуктов, где освоена выработка канифоли, очень нужной для выпуска бумаги. И сейчас не только удовлетворяются потребности производства в канифоли, но и идет отгрузка ее для нужд народного хозяйства. Из жирных кислот, выпускаемых заводом, вырабатывают высококачественные лаки, краски, в том числе и дорогостоящие типографские. Талловый пек заменяет дефицитный битум. Вся эта продукция — результат использования сульфатного мыла, которое выбрасывалось на свалку или в лучшем случае сжигалось в топках.
Выпуск продукции на заводе по переработке побочных продуктов планируется увеличить более чем в два раза, в том числе и за счет утилизации тех, что сегодня идут в отходы.
У комбината большие перспективы. К концу десятой пятилетки он должен довести производство целлюлозы до 387 тысяч тонн. Уже сейчас без остановки основного оборудования реконструируется варочный цех: меняются котлы периодической варки, монтируется новый пульт управления, модернизируется регенерационная печь для получения негашеной извести, строится новая выпарная станция. Запланировано пустить цех по производству целлюлозы из опилок. Мощность этого первого в стране предприятия 50 тысяч тонн продукции в год. Освоение такой технологии послужит началом нового этапа в комплексном использовании древесины — полной утилизации отходов лесопиления.
Н. С. Шамин —бригадир варщиков, член партийного комитета комбината.
Одна из важных задач в этом плане — использование лигнина (органических остатков после химической переработки древесины). Сейчас ежегодно в лесохимическом производстве страны объем массы лигнина составляет около 10 миллионов тонн. Утилизируется же он в самых незначительных размерах, да и то в виде добавок к топливу.
Ученые доказали, что лигнин после незначительной обработки может быть важным компонентом растворов, используемых для разведочного бурения на нефть и газ.
Для сельского хозяйства из лигнина можно получать удобрения, которые ускоряют образование клубней картофеля и увеличивают урожайность этой культуры до 35 процентов. Нашел применение лигнин и в шинной, резинотехнической промышленности в качестве добавок, повышающих износоустойчивость изделий.
Коллективу Соломбальского комбината выпала большая честь быть пионером в промышленном освоении, в облагораживании лигнина. В десятой пятилетке на комбинате начнется строительство цеха сульфатного лигнина мощностью 16 тысяч тонн продукции в год.
Поселок Первых пятилеток, где живут лесохимики Соломбалы, — один из лучших в области. В девятой пятилетке новоселье справили более 700 семей в домах по улицам Партизанской, Целлюлозной, Ильича, Малиновского, Добролюбова. Распахнула двери школа на 1280 учащихся. В пятиэтажном женском общежитии все удобства: просторные комнаты на 2—3 человека, душевые, буфет, уютные холлы. Общежитие газифицировано, в нем открыта прачечная.
В ближайшие годы в поселке Первых пятилеток появятся три девятиэтажных дома, а пятиэтажные жилые здания будут строиться с улучшенной планировкой квартир. Более 1100 семей улучшат свои жилищные условия. На улице Кировской будет открыта столовая, детский комбинат на 280 малышей, построен стадион.
Изучая первые хозяйственные распоряжения созданного в октябре 1917 года Советского правительства — Совета Народных Комиссаров, записки В. И. Ленина тех дней, можно встретить короткую фамилию Жук. Иустин Петрович Жук, химик и профессиональный революционер, был автором первого изобретения в новой, послереволюционной России: он получил сахар, обрабатывая древесину кислотами и содой.
В. И. Ленин писал председателю Петроградского Совета: «Говорят, Жук... делал сахар из опилок? Правда это? Если правда, надо обязательно найти его помощников, дабы продолжить дело. Важность гигантская» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 51, с. 74).
И. П. Жук погиб на фронте, защищая революцию, но его ученики С. Лебедев и Н. Преображенский продолжили работы по гидролизу древесины, выполняя задание партии и правительства, и в 1926 году нашли способ делать из древесного спирта искусственный каучук. Так была решена проблема сырья для автомобильной и авиационной промышленности.
Гидролизная промышленность рождалась на экспериментальных установках. Один из первых таких цехов был построен и в нашем городе, а в 1936 году в Соломбале началось строительство и одного из первых в стране Архангельского гидролизного завода. Он дал продукцию в апреле 1941 года и всю Отечественную войну выпускал технический спирт для нужд обороны Родины.
В последнее время объем производства технического спирта удвоился и стабилизировался на уровне миллиона двухсот тысяч декалитров в год. Этой продукции присвоен государственный Знак качества. Углубляется использование отходов спиртового производства — налажен выпуск кормовых дрожжей, фурфурола, углекислоты. Этот цех построен 13 лет назад, а сегодня его мощности перекрыты вдвое без новых капитальных вложений на существующих производственных площадях. Все это достигнуто путем рационализации производства, совершенствования технологии, трудом таких специалистов, как кавалер ордена Ленина аппаратчица О. Е. Беричевская, кавалер ордена Октябрьской Революции старшая варщица Т. Н. Шемякина, многих других ведущих специалистов предприятия. Девиз «От высокой эффективности работы каждого—к высокой эффективности труда всего коллектива» стал на гидролизном заводе всеобщим. Именно этим можно объяснить ежегодный прирост выпуска продукции.
Кавалер ордена Ленина О. Е. Беричевская.
Забота о качестве продукции также на первом плане: белковые кормовые дрожжи, например, содержат 54% белка при высшем пределе государственного стандарта 56%. В ближайшее время гидролизники намерены получать дрожжи высшей категории качества. Это достижение откроет путь к следующей ступени: к аттестации дрожжей на государственный Знак качества.
В лесном экспорте нашей области около семи процентов занимают круглые лесоматериалы. Эта продукция пользуется большим спросом зарубежных покупателей. Почти все экспортные балансы и пропсы готовятся к отгрузке в Соломбале — в Маймаксанском лесном порту, крупнейшем предприятии такого рода не только в области, но и во всей отрасли.
Сотни тысяч кубометров сырья приводят сюда буксировщики с верховий Двины. Здесь бревна очищают от коры, распиливают балансирными пилами до нужных размеров. Коллектив лесного порта, несмотря на сезонный характер своей работы и частую смену специалистов по этой причине, добивается неплохих результатов в качественных показателях: полезный выпуск продукции составляет до 80 процентов при плане 75, и вся она идет на экспорт.
В лесном порту построен новый причал, проложены подкрановые пути, благоустроены склады продукции, действует экспериментальная полуавтоматическая линия по выработке балансов — цех круглогодового действия в миниатюре. Эксперимент доказал высокую эффективность новой техники.
Сейчас подготовлен проект коренной реконструкции производства, в основе которой сооружение механизированного цеха производительностью 650 тысяч кубометров балансов и пропсов в год. Общая стоимость реконструкции около 4 миллионов рублей. Она предусматривает и сооружение девяти стоквартирных домов с благоустроенными квартирами, прокладку дюкера через реку Маймаксу для подключения острова Бревенник, на котором расположен лесной порт, к городским сетям водоснабжения и канализации. Реализация этого проекта создаст хорошие перспективы дальнейшего развития Маймаксанского лесного порта.
Богата история одного из старейших в России судоремонтного ордена Трудового Красного Знамени завода «Красная кузница». Судостроительная верфь петровских времен... Скромные ремонтно-механические мастерские предреволюционного Архангельска... Рабочие традиции советских лет. В списках почетных рабочих завода — В. И. Ленин. На его имя была выписана расчетная книжка почетного котельщика высшего разряда, а зарплата перечислялась в фонд международной организации помощи революционерам (МОПР). Здесь было оснащено первое морское научное судно «Персей», флаг которого несут и теперь такие гиганты, как «Юрий Гагарин», «Академик Королев», десятки других плавучих научно-исследовательских институтов и обсерваторий.
День нынешний «Красной кузницы» — это блок современных цехов, это 500 судоремонтных операций ежегодно. Это десятки барж и плашкоутов для выгрузки судов на заполярных рейдах. Это красавец док, в котором могут быть выполнены любые ремонтные работы судна любого типа, имеющегося в распоряжении моряков-северян. Это первая в области и во всей системе судоремонтных предприятий страны автоматизированная система управления, первая очередь которой действует на заводе с 1972 года, выполняя многие работы по расчетам документации, рабочих чертежей, производственной программы коллектива.
В доке завода «Красная кузница»
Итоги девятой пятилетки предприятия отмечены Памятным знаком «За трудовую доблесть в IX пятилетке», занесением коллектива на Всесоюзную доску Почета на ВДНХ СССР.
Но самое главное завоевание — создание боевого коллектива, рабочей гвардии Соломбальской стороны. Здесь работает не одна династия потомственных корабелов, замечательных умельцев. И, чтобы завоевать трудовую славу в этом коллективе, надо быть не только хорошим специалистом, не просто перевыполнять норму, но и работать с творческой смекалкой, душой болеть за качество не только своего труда, но и товарища. Именно такую производственную и чисто человеческую характеристику дают лучшим людям завода — Герою Социалистического Труда бригадиру судокорпусников А. В. Сидоровскому, депутату Верховного Совета РСФСР, бригадиру электросварщиков кавалеру ордена Ленина А. П. Седовину, бригадирам В. П. Шуньгину, Ю. Н. Корелину, В. Е. Достовалову, Г. Н. Минину, И. С. Головину, многим другим старшим товарищам — наставникам, воспитателям молодых рабочих.
Герой Социалистического Труда А. В. Сидоровский.
«Красная кузница» была одним из первых предприятий в системе Министерства морского флота, где зародилось движение наставничества о котором тов. Л. И. Брежнев сказал: «Наставники как бы передают эстафету труда из настоящего в будущее». Эти слова для умудренных и производственным, и житейским опытом мастеров коммунистов «Красной кузницы» звучат как наказ: воспитывать рабочую смену в духе верности ленинизму, учить молодежь на собственном примере, на революционных, боевых и трудовых традициях своего коллектива, всей нашей страны, партии коммунистов.
Значительны новые рубежи «Красной кузницы». Они намечены решениями XXV съезда КПСС о продлении навигации по Северному морскому пути. Значит, нужны новые суда-снабженцы. И на 1978 год планируется спуск такого судна. Растет флот северян. Значит, нужно расширять ремонтную базу. И на 1979 год планируется спуск на воду еще одного плавучего дока. Намечена большая программа повышения качества судоремонтных работ за счет внедрения агрегатного метода, выдача гарантийных паспортов на группы механизмов, на главные двигатели, на корпусные работы.
Бригадир электросварщиков А. П. Седовин.
Механизация работ на лесных биржах и причалах «Всесоюзной лесопилки» потребовала развития специального машиностроения. Перед машиностроителями Соломбалы была поставлена задача обеспечить выпуск отечественных автолесовозов — надежных в работе, экономичных лесотранспортных машин. В 1946 году эта задача была решена.
Давно уже забыли лесопильщики то время, когда на предприятиях работали заграничные автолесовозы: за последние тридцать с лишним лет соломбальские машиностроители передали в эксплуатацию около шести тысяч автолесовозов. Сейчас они используются на всех деревообрабатывающих комбинатах страны — марку Соломбальского машиностроительного завода знают от Сахалина до Балтики. Нередко получают соломбальцы заказы и от металлургов, которые применяют автолесовозы для перевозки проката, листового металла, слитков.
Соломбальские машиностроители освоили и доработали технологию сборки челюстных погрузчиков круглого леса. Сотни таких агрегатов взяли на свои «плечи» отгрузку хлыстов в лесных делянках. Сейчас техническая документация на изготовление этих машин передана другому предприятию. А соломбальские машиностроители освоили выпуск ленточнопильных станков, которые успешно прошли производственные испытания на крупнейшем предприятии страны — Маклаковском комбинате в Красноярском крае. Затем поступил заказ на щитонаборные полуавтоматические станки для изготовления паркетных полов. Выпущенная заводом продукция заслужила одобрение строителей.
Автолесовозы с маркой Соломбальского машиностроительного завода.
Мы не случайно вспоминаем об этих победах и завоеваниях машиностроителей: успех в освоении таких разнообразных производственных программ обеспечен постоянным поиском заводскими конструкторами, технологами, инженерами, рационализаторами, изобретателями, передовыми рабочими резервов производства, наиболее рационального построения всего технологического потока. И в этом немало помогает творческое содружество с учеными Архангельского лесотехнического института. Одними из первых в области заключили они такой договор, и результатом было успешное внедрение саратовской системы бездефектного изготовления продукции, сдачи ее с первого предъявления.
Второе важное завоевание коллектива — ликвидация штурмовщины, ритмичное распределение объемов выпуска продукции по декадам месяца — на каждые десять дней ровно по трети месячной программы. Это позволило создать в бригадах спокойный психологический микроклимат, а большинство коллективов станочников стало работать по одному наряду, что повысило эффективность использования оборудования на 5—11 процентов, уплотнило бюджет рабочего времени за счет сокращения внутрисменных простоев станков.
На заводе по рекомендации ученых создана группа надежности, которая собирает сведения об эксплуатации автолесовозов, замечания и предложения об улучшении их конструкции, условий обслуживания. В группе надежности не только инженеры, но и лучшие производственники. Такие, как токарь Л. К. Завьялов, в трудовой книжке которого около сорока записей о благодарностях, почетных грамотах, премиях. Слесарь С. А. Шубный. На его счету более тысячи собранных автолесовозов, ударный труд передовика отмечен пятью правительственными наградами. Монтажник В. А. Опаркин — неизменный участник доводки каждой новой машины соломбальских машиностроителей.
Токарь Л. К. Завьялов.
О высоком уровне культуры труда машиностроителей Соломбалы свидетельствует и тот факт, что в основном закончена подготовка технического задания на изготовление нового образца автолесовоза, который должен отвечать требованиям международных стандартов. Это даст машине выход на внешний рынок.
Конструкторское и техническое решение этой задачи — перспектива соломбальских машиностроителей на десятую пятилетку. Ждут своего воплощения и другие проблемные вопросы, например, создание машины для транспортировки блокпакетов, в которых не один, а четыре пакета нынешних объемов. В планах на будущее у коллектива — освоение новых производственных мощностей, увеличенной программы по кооперации поставок запасных частей, унифицированных узлов, оснастки.
О конце навигации 1922 года, когда началась реализация ленинского декрета о создании и развитии одного из первых государственных предприятий Республики Советов — треста «Северолес», встал вопрос: где ремонтировать буксирные суда сплавщиков?
Выбрали место около южной оконечности острова Бревенник, где были большие глубины. Собрали уцелевшие станки с разрушенных интервентами лесозаводов. Поставили два шпиля с крейсера «Чесма», чтобы вытаскивать буксиры на берег... Так начиналась история завода «Лесосплавмаш» — уникального предприятия страны. Всюду, где производится сплав леса в плотах, — от Амура до Вислы, всюду, где есть необходимость очистить русло реки, озера от затонувшей древесины, работают сплоточные станки, агрегаты для подъема топляков, собранные рабочими маймаксанского завода лесосплавного оборудования — «Лесосплавмаш».
Заботясь о механизации лесозаготовительных работ, маймаксанцы изготовили и первые в стране отечественные электропилы для валки леса «Вакооп» конструкции нашего земляка С. Харламова и первые сплоточные машины «Блокстад».
Почти в 30 раз увеличились за 56 лет основные производственные фонды предприятия, а в числе выпущенной продукции есть и сплавные катера, и окорочные станки, нефтеналивные суда, штабелеры леса, плашкоуты для перевозки тяжелой техники...
Предприятие отличается высокой культурой труда, что позволило коллективу одному из первых в области приступить к разработке комплексной системы управления качеством продукции. Внедрение элементов КСУКП привело к совершенствованию, пересмотру всей технической документации, технологических процессов, к ужесточению стандартов предприятия. Два вида продукции отмечены почетным пятиугольником, а топлякоподъемные агрегаты получили выход на зарубежный рынок.
Развиваются транспортные коммуникации Соломбалы. Через Кузнечиху шагнул железнодорожный мост, который связал крупнейший промышленный район Архангельска с Северной железной дорогой. Десятки километров маймаксанских топких болот прорезала автомобильная магистраль Соломбала — Экономия. Совсем не за горами то время, когда по этой автостраде пойдут троллейбусы. Конструкторы-мостостроители получили техническое задание на разработку проекта мостового перехода через Кузнечиху в районе острова Шилова. Весь комплекс перспектив транспорта будет решаться еще и с прицелом на то, что в десятой пятилетке аванпорт Архангельска — Экономия нарастит свои мощности в переработке грузов до миллиона тонн по экспорту и до 400—500 тысяч тонн по импорту. Реконструкция Экономии — важное звено в превращении Архангельска в порт круглогодового действия. Терминалы с контейнероперегружателями изменили не только внешний вид грузовых причалов. Они меняют всю технологию погрузочно-разгрузочных работ. 180 тысяч контейнеров международного класса весом от 20 до 40 тонн — таков объем полностью механизированной переработки грузов: от двери вагонов до трюма судна и в обратном варианте — из люка судна до железнодорожной платформы.
У портовиков Экономии накоплен большой опыт организации отправлений грузов зимой. Уже ряд лет в этот период проводятся отгрузки экспортной целлюлозы. С Экономии уходят морские корабли и в зимние рейсы на Дудинку с грузами для горняков и металлургов Норильска. Решая задачи, поставленные партией и правительством по расширению геологоразведочных работ на нефть и газ в Заполярной тундре, докеры Экономии в содружестве с геологами и моряками ежегодно проводят операции «ледовый причал». У этих операций большое будущее, так как XXV съездом партии в десятой пятилетке намечена обширная программа промышленного освоения природных ресурсов Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, народнохозяйственного развития всего Тимано-Печорского промышленного комплекса.
Перспективная задача транспортников — налаживание ритмичной перевозки технологической щепы от лесопильных предприятий на Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат, целлюлозы, бумаги, картона из Новодвинска на Экономию, освоение полной пропускной возможности железнодорожной ветки Соломбала — Архангельск-город.
Соломбала — центр нашей северной гидрографии. Программа продления навигации в северных морях, выдвинутая XXV съездом партии, освоения огромных богатств в недрах Ямала выдвигает перед гидрографами немало новых сложных задач.
...Опыт сооружения газопровода «Сияние Севера» от Вуктыла до центра страны показал, сколь трудоемки эти работы. Еще более осложняется прокладка нефте- и газопроводов от кладовых нефти и газа на Ямале к центрам их переработки: на пути вечная мерзлота, топи, горы. Проектировщики «Гидроспецгазстроя» заинтересовались одним из вариантов сокращения трассы: «Нельзя ли проложить газопровод по дну Байдарацкой губы?»
Получить ответ на этот вопрос поручили комплексной гидрографической, геофизической и геологической экспедиции, которая и ушла в море на судне «Валериан Альбанов». Более двух месяцев потребовалось для изучения полосы воды длиной 55 и шириной 3 километра, где глубины доходят до 30 метров.
Это только один пример из обширной практики моряков-гидрографов. А успешное выполнение задания стало возможным благодаря тому, что на вооружении у гидрографов самые современные корабли, оборудованные по последнему слову науки и техники. Именами знаменитых ученых, подвижников в изучении трассы Северного морского пути названы эти морские труженики. «Дмитрий Овцын» .. «Федор Матисс-эн»... «Георгий Максимов»... «Иван Киреев»... «Павел Башмаков»... «Яков Смирницкий»... «Николай Коломейцев»... Десятки раз уходили эти гидрографы в научные полярные экспедиции от соломбальских причалов на набережной Г. Я. Седова. Их имена давно увековечены на морских арктических картах. Дело их жизни продолжают поморы-соломбальцы, гидрографы наших дней.
Утром и вечером в газетах и по радио мы знакомимся с прогнозом погоды. А «заказ» на погоду делается тоже в Соломбале — в Северном управлении Гидрометеослужбы СССР.
...Сотни корреспондентов шлют сюда скупые колонки цифр по радио, телетайпам. Обработка информации синоптиками, сопоставление состояния атмосферы, анализ движения масс воздуха на «кухне погоды» — в Арктическом бассейне и рождают тот прогноз погоды, которого ждут моряки и рыбаки, авиаторы и труженики полей, лесозаготовители и транспортники.
Коллектив Северного управления гидрометеослужбы выполняет огромный комплекс работ, имеющих важное народнохозяйственное значение. Управление связано прямыми телетайпными каналами со всеми крупнейшими синоптическими центрами, а во время знаменитого ледового похода атомохода «Арктика» на «крышу мира» — к Северному полюсу наши синоптики снабжали экспедицию прогнозами и погоды, и состояния ледового покрова. Центр службы погоды в Соломбале держит связь со всей сетью полярных станций в Арктике. Он получает информацию с автоматических датчиков, которые установлены на дрейфующих льдах полярного бассейна.
Девятиэтажная Соломбала.
Очень много интересных адресов в Соломбале. Богата ее история и памятными событиями, и людьми, которые вершили эти события. И особенно радостно, что в последние годы заметно меняется не только облик промышленной Соломбалы. Меняется лицо жилой, культурно-бытовой и социальной зоны. Только за два первых года десятой пятилетки рабочая Соломбала получила более полутора тысяч благоустроенных квартир. Поднялись корпуса первых девятиэтажных жилых зданий. Распахнула двери новая районная больница. Начато сооружение первого девятиэтажного дома в поселке лесопильщиков третьего комбината.
Работать строителям в Соломбале очень трудно: плывуны, двенадцатиметровый слой ила, высокий уровень грунтовых вод... Но все эти трудности преодолевают лучшие бригады, такие, как коллективы заслуженного строителя РСФСР А. Д. Морозова, В. А. Петропавловской, Н. Н. Павлова, Н. А. Шарова.
Часть нового микрорайона будущей Соломбалы.
Коллектив института «Архангельскгражданпроект» закончил архитектурную планировку будущей Соломбалы, в основе которой 8 новых микрорайонов почти на 400 тысяч квадратных метров жилья. Жилые дома в них будут ограждать от северных ветров дворы, где расположатся детские учреждения, школы.
* * *
ЦК КПСС, Совет Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ в письме «О развертывании социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение плана 1978 года и усилении борьбы за повышение эффективности производства и качества работы» призывают рабочий класс показывать образец высокопроизводительного труда, полнее использовать резервы на каждом рабочем месте, в каждом трудовом коллективе.
«Ни одного отстающего рядом!»—вот боевой девиз труда, вот веление нашего времени. «Необходимо, — сказал товарищ Л. И. Брежнев на декабрьском (1977 г.) Пленуме ЦК КПСС, — сохранить, закрепить трудовой порыв и ритм юбилейного соревнования. Сегодня работать лучше, чем вчера, в завтра — лучше, чем сегодня». Таков призыв партии. И такова программа тружеников рабочей Соломбалы.
Овчинников Вениамин Петрович
1978 г.
Редактор И. А. Наумова, художественный редактор В. С. Вежливцев. Технический редактор Н. Б. Буйновская. Корректор А. А. Фонтейнес.