Письмо в редакцию группы ветеранов гражданской войны на Севере

Дорогие товарищи!

21 февраля 1970 года мы, северяне, будем отмечать 50-летие освобождения родного Севера от интервентов и белогвардейцев.

Сегодня вновь и вновь мы обращаем свои мысли к событиям, что произошли пол столетия назад. И никогда из памяти народной не изгладятся дела и имена отважных защитников Севера от нашествия иноземных захватчиков.

Немеркнущей страницей вошел в историю борьбы с интервентами и белогвардейцами подвиг северодвинцев, матросов и командиров Северо-Двинской речной военной флотилии. Она была создана в самые тревожные, самые опасные дни. Враг, высадившийся в Архангельске, рвался по Двине к Котласу. По ее берегам шли войска интервентов, вверх по Двине продвигались их вооруженные суда. Пал Двинской Березник, ставший опорным пунктом врага. Впереди — Котлас, наш важнейший стратегический узел. Его потеря означала бы соединение интервентов с контрреволюционными войсками на востоке и их объединенный поход на Москву.

В. И. Ленин разгадал планы интервентов. Его директива: «... Организовать защиту Котласа во что бы то ни стало» — подняла тысячи людей. Формировались и прибывали на Север отряды Красной Армии.

В те критические дни по инициативе героя Севера, заместителя председателя Архангельского губисполкома Павлина Виноградова начала «воздаваться Северо-Двинская речная флотилия. Рабочие Котласа и Великого Устюга, речники, матросы оборудовали речные пароходы, ставили на них пушки и пулеметы. И флотилия, ведомая своим первым командующим Павлином Виноградовым, двинулась навстречу врагу.

Среди подписавших это письмо есть бывшие матросы с кораблей флотилии. Мы с кораблей флотилии. Мы помним ожесточенные бои, разгоревшиеся тогда на двинских просторах. В нашей памяти навсегда сохранится ночной бой у Двинского Березника 11 августа восемнадцатого года. Враг не ожидал атаки красных кораблей. Более двух часов длилась эта схватка, пал смертью храбрых секретарь Архангельского горкома партии Василий Виноградов, были раненые и контуженные. Но противнику был нанесен большой урон, все пять вражеских кораблей, стоявших в Березнике, были повреждены, большие потери понес противник в живой силе. Несколько суток не могли оправиться интервенты от этого удара.

Ленин высоко оценил результаты этого боя. «В печать. Крупная победа над англичанами и белогвардейской сволочью», — вот его надпись на телеграмме с известием о победе у Березника.

Надо ли говорить, как вдохновила матросов флотилии эта ленинская оценка их боевой победы. На просторах Двины разгорелись ожесточенные бои.

15 августа — новая схватка у деревни Тулгас. «От пулеметного огня белая сволочь кувырком кидалась в люки», — докладывал Павлин Виноградов.

23—25 августа — снова бои, длившиеся круглые сутки. Освобождены Пучуга, Борок, Городок, Сельцо, Троицкое и другие населенные пункты.

8 сентября — боевая операция по освобождению устья реки Ваги. Здесь, под деревней Шидрово, погиб наш Павлин Федорович Виноградов. Ныне на месте его гибели высится обелиск.

Но созданная им флотилия жила, продолжала вести совместно с частями Красной Армии упорные бои.

Директива В. И. Ленина: защитить Котлас во что бы то ни стало — была выполнена. И в этом несомненная заслуга боевых экипажей Северо-Двинской военной флотилии.

Еще немало тяжелых и славных боев было у флотилии. Ею командовали Константин Иванович Пронский, хорошо известный морякам Севера еще по Октябрьским событиям, а затем Владимир Николаевич Варваци. Обоих их Советская Республика отметила орденами Красного Знамени.

Флотилия нанесла тяжелый урон противнику летом 1919 года. А осенью она геройски сражалась с врагом и помогла нашим войскам за короткое время продвинуться на сто километров. И в эти дни, как и в начале боевых действий на Севере, Ленин внимательно следил за флотилией, помогал ей.

Высокая оценка роли речников в борьбе за освобождение Севера выражена словами члена Военного Совета 6-й армии Н. Н. Кузьмина:

«Пусть помнят и знают рабочие и крестьяне России, пусть знают рабочие всего мира, что первые удары и удары тяжелые получили англо-американские регулярные войска от наших красноармейцев и моряков, только благодаря помощи спаянных рабочей дисциплиной речников Северной Двины».

Трудно перечислить всех героев флотилии. Орденами Красного Знамени насадила республика начальника дивизиона канонерских лодок М. Я. Помозова, коменданта канонерской лодки «Павлин Виноградов» М. Ф. Глазастикова, коменданта канонерской лодки «Карл Либкиехт» Ф. А. Кузнецова, минера В. Г. Деенкова, разведчика А. Зыкова, политработника П. Кузнецова и многих других. В авиационном отряде флотилии начинал свой путь один из первой семерки Героев Советского Союза В. А. Молоков.

Почти полвека прошло о тех славных дней. И они не забыты. Северяне свято чтят память героев борьбы с интервенцией. Мы гордимся тем, что именем Павлина Виноградова названы центральный проспект в Архангельске и один из районов нашей области.

И все же память о славных делах флотилии, о героях Северо-Двинской требует большего.

Идет по улицам Котласа, Лименды молодежь, и ничто не расскажет ей о том, что здесь, как и в Великом Устюге, формировалась Северодвинская, что этот город она защищала от иноземного нашествия. Нет в городе мемориальных досок (а в Устюге они есть!), нет улиц, которые носили бы имена флотилии, ее геройских кораблей, ее командующих (если не считать улицы П. Виноградова в Котласе). К слову сказать, нынешним котлашанам ничто не напоминает и о том, что в нашем городе был штаб Котласского района, которым командовал один из прославленных красных полководцев А. И. Геккер.

Мы едем по Северной Двине, и только обелиск на месте гибели Павлина Виноградова напоминает ветеранам флотилии и сегодняшней молодежи о тех днях. А почему бы не стоять памятному обелиску не только на месте скорби, но и на месте победы, на берегу у Березника, где флотилия вела свой первый победный бой. И как было бы славно и торжественно, если бы все суда, проходящие по Двине, салютовали гудками на месте победы и приспускали флаг на месте гибели Павлина Виноградова, а судовое радио рассказывало бы в эти минуты, почему отдаются эти почести.

И разве не пора бы в ознаменование 50-летия победы на Севере подняться в Котласе памятнику в честь подвига Северо-Двинской флотилии. Мы мысленно видим плиты этого памятника, на которых золотом высечены славные названия кораблей флотилии, имена ее командующих, тех героев, кто был отмечен высшим тогда орденом республики, наконец, имена павших в боях с врагом. Какую гордость за славные дела героических дней вселял бы он в котлашан, как помогал бы патриотическому воспитанию молодежи!

И еще одно, о чем бы нам хотелось сказать в своем письме. В те августовские дни 1918 года флагманом Северодвинской флотилии стал речной пароход «Мурман». Он оставался флагманским судном флотилии и под новым именем «Павлин Виноградов». Кончилась гражданская война, и «Павлин Виноградов» стал и почти полвека оставался флагманом грузового флота Северного речного пароходства, водил по Северной Двине плоты и баржи. Он не вышел в отставку — корабль-воин и корабль-труженик. Он и сегодня на Лимендском заводе выполняет подсобные работы.

Но, право же, этот уникальный пароход-памятник, свидетель героики северян, носитель славных боевых и трудовых традиций, заслужил лучшую судьбу! Думается, что уже пора превратить его в музей — или передвижной, или на вечной стоянке у Котласа.

Мы с завистью читали недавно. сообщение, которое обошло все центральные газеты. Волжане бережно сохранили последний оставшийся на плаву корабль Волжской военной флотилии времен гражданской войны. И вот пароход «Волгарь-доброволец», ставший музеем, начал вторую жизнь и вышел в новый рейс. Сейчас на судне все восстановлено так, как это было полвека назад — на палубе установлены пушки, пулеметы, а каюты превращены в музей. И юное поколение волжан с волнением слушает рассказы ветеранов о героических подвигах и схватках со смертельным врагом.

Отличный пример! Почему бы не последовать ему? Ведь у нас сохранился не просто один из кораблей, а флагман Северо-Двинской флотилии! Конечно, трудности тут есть. Но это же окупится сторицей! Техническое обслуживание корабля, например, может взять на себя Лимендское речное училище. Что касается экспонатов, документов, реликвий тех лет, то они есть у нас. Живы и сейчас участники тех незабываемых боев на Северной Двине.

В своем письме мы поделились лишь некоторыми мыслями о том, как увековечить память героев освободительной борьбы на Севере. Видимо, будут и другие предложения. Давайте, обменяемся мнениями. Ведь не за горами 50-летие освобождения родного Севера. И воздать должное героям тех памятных боев — наш долг, дело нашей чести и совести.

П. КОРЕЛИН — член КПСС с 1917 года, член исполкома Котласского городского Совета рабоче-крестьянских и солдатских депутатов первого созыва,
А. ГОРБУНОВ — член КПСС с 1918 года, бывший председатель Сольвычегодского уездного исполкома, военно-революционного комитета и секретарь укома РКП(б) в 1918—1919 годах,
В. ПОТАПОВ — член КПСС с 1918 года, бывший председатель Котласского временного исполнительного комитета в 1917 году,
И. КОВРИГИН — член КПСС с 1942 года, матрос крейсера «Аврора», участник штурма Зимнего дворца,
Н. КУЗНЕЦОВ — член КПСС с 1924 года, бывший матрос Северо-Двинской флотилии, Герой Советского Союза, нарком Военно-Морского Флота СССР в годы Великой Отечественной войны,
А. КРЮКОВ — член КПСС с 1918 года, участник гражданской войны на Севере,
А. ТОРОПОВ — член КПСС с 1939 года, участник гражданской войны на Севере, боец отряда Хаджи Мурата,
М. КУЗНЕЦОВ — член КПСС с 1948 года, помощник капитана парохода «Преподобный Зосима» Северо-Двинской флотилии,
А. ТЮШЕВ, Н. ЛОГИНОВ — члены КПСС с 1943 года, матросы минного тральщика «Белогорск» Северо-Двинской флотилии,
Н. НИЗОВЦЕВ — член КПСС с 1941 года, член совета Котласского историко-революционного музея,
Д. ЩЕЛКУНОВ — член КПСС с 1948 года, лоцман парохода «Светлана» Северо-Двинской флотилии,
А. МЕЗЕНЦЕВ — член КПСС с 1938 года, комсомолец Ленинского призыва с 1924 года, председатель Котласского совета ветеранов комсомола,
А. ЗАМАТАЕВ — член КПСС с 1926 года, командир отряда ЧОН в 20-е годы, председатель совета ветеранов комсомола Лимендского судостроительно-судоремонтного завода,
И. ШАБАНОВ — член КПСС с 1931 года, заведующий Котласским историко-революционным музеем.

Правда Севера от 21 ноября 1968 года.

Наверх