Вопрос об освещении улиц г. Архангельска подымался уже в ХVIII столетии. В труде С. О. Огородникова на это имеется следующее указание: 1) местный прокурор Нарышкин в 1767 г. обратился было в губернскую канцелярию с просьбой о соглашении архангельских граждан освещать, хотя бы осенью, улицы фонарями, а то ночи-де столь темны бывают, что совсем человеку человека видеть не можно, и нередко-де случаются по ночам не только воровства, но и смертоубийства, а в недавних-де годах в такое осеннее время было и зажигательство. Но этот-то последний аргумент и затормозил все дело.

Магистрат отклонил вопрос об освещении улиц именно этим аргументом, находя, что рогаточные караулы весьма достаточны, чтобы предупреждать злодейства, а от фонарей может-де произойти и зажигательство.

Но в начале уже XIX столетия по указанию С. О. Огородникова, улицы города в темное время начали освещаться фонарями.

В дальнейшем дело по освещению городских улиц продвигалось очень медленно и все внимание было обращено исключительно только на увеличение числа фонарей. На качество же освещения обращалось мало внимания. С наступлением темных ночей, почти ежегодно, как со стороны обывателей, так и администрации поступали в Управу жалобы и указания на неудовлетворительное освещение города.

Освещение улиц производилось и производится посредством керосиновых ламп, которые дают очень слабый свет.

При полном сознании неудовлетворительной постановки уличного освещения, Городское Управление, однако, не имеет возможности предпринять каких-либо мер к улучшению этого дела.

Как видно будет из приведенной ниже таблицы о расходах на уличное освещение, Гор. Общ. Управление затрачивает на это дело довольно большие суммы из своего ограниченного бюджета.

На улучшение освещения, главным образом, неблагоприятно отражается растянутость городской территории. Район уличных фонарей, если взять только одну линию почтового тракта, Петербургского и Никольского проспектов, служащих продолжением друг друга, простирается до 13 верст. Параллельно с этой линией город имеет еще 5 проспектов и 38 поперечных улиц. Естественно, что для удовлетворительного освещения такого огромного пространства, 7000 рублей, которые город затрачивает на уличное освещение, недостаточно; увеличить же кредит для этой отрасли городского хозяйства, вследствие ограниченного бюджета, не представляется никакой возможности.

До 1905 г. зажигание фонарей начиналось с 15 августа и продолжалось до появления снега, приблизительно до половины ноября месяца, с 1905 же года фонари зажигаются в течение 7-8 месяцев: с августа по март.

В 1890 году зажигалось 787 фонарей, с 1902 г. число фонарей увеличилось до 982, а в 1907 г. было до 1100 фонарей. Затем, в виду устройства частными лицами электрических станций, которые производят освещение улиц по месту прохождения проводов, число уличных керосиновых фонарей начало сокращаться и в 1909 году было уже до 960 фонарей.

Для зажигания фонарей город содержит 38 ламповщиков с платою от 12 р. 50 к. до 13 руб. в месяц и 3-х урядников с платою двум по 25 руб. и одному 30 руб. в месяц.

Вопрос о замене керосинового освещения электрическим впервые был возбужден Управой в 1904 году. 29 апреля этого года Управа представила в Думу по данному вопросу свой доклад. Соглашаясь с высказанным Управой мнением о необходимости устройства городского электрического освещения Городская Дума для разработки этого вопроса избрала особую комиссию. Последняя, по всестороннем обсуждении возбуждённого Управой вопроса, представила свой доклад, который был рассмотрен Думой 28 января 1905 года. При этом единогласно было постановлено признать возможным и необходимым окончательно решить вопрос об устройстве электрического освещения. но приняв во внимание, что для осуществления этого предприятия город наличных средств не имеет, Дума постановила возбудить в установленном порядке ходатайство о разрешении г. Архангельску на устройство электрического освещения облигационного займа в 300.000 р. из 5% годовых, с погашением этого займа в течение 40 лет посредством ежегодного тиража.

Означенный заем был Высочайше разрешен в том же году, но реализовать таковой Гор. Управлению не удалось, вследствие известного состояния в то время денежной биржи. Между тем, в Городскую Думу начали поступать заявления частных лиц о разрешении устройства им электрических станций, с целью эксплуатации электрической энергии.

Городское Общественное Управление, не имея основания отказывать этим заявлениям, разрешало частным лицам устраивать свои электрические станции с правом проводки электрической канализации и по городским улицам, но в то же время оговариваясь, что в случае устройства городом собственной электрической станции, провода от частных станций с городских улиц должны быть убраны.

К настоящему времени в городе сооружено уже три электрических частных станции, отпускающих энергию на продажу и имеющих довольно большое количество абонентов.

Вопрос же об устройстве собственной городской электрической станции, причем в 1908 году по особому определению Гор. Думы было решено, чтобы эта станция помимо электрического освещения вырабатывала энергию и для трамвайного движения, после многократных обсуждений различными комиссиями и Думой, в конце 1909 г. был решен в отрицательном смысле.

Главными мотивами для этого послужили: весьма крупные затраты, которые необходимы для указанных сооружений и боязнь, что такие предприятия окажут услугу, но не будут оправдывать расходов по нему. Поэтому Дума решила осуществить этот проект концессионным путем.

Существующие в Архангельске, три частные станции, согласно определению Гор. Думы, обязаны освещать городские улицы. Благодаря этому, в настоящее время освещаются электричеством: дуговыми фонарями почти весь Троицкий проспект и лампочками накаливания часть Набережной.

Наверх