В XVI—XVII веках Архангельск был единственным портом России, ее морскими воротами в страны Западной Европы. На долю Архангельска приходилось до 75—80% всего внешнеторгового оборота и 60% всех таможенных сборов. Ежегодно в Архангельск более 80 иностранных судов доставляли из-за моря сукно, полотно, шелк, ружья, медь, свинец, табак, пряности и другие товары.

Со всей России в ту пору шли к Архангельску по рекам и озерам дощаники, струги и иные речные суда, которыми русские купцы доставляли товары традиционного экспорта: пеньку, смолу, хлеб, мед, щетину, поташ, соль, меха. Однако отсутствие крупных мореходных транспортных судов сильно сдерживало дальнейшее развитие торговли России с Западом, ставило архангельский рынок в зависимость от иностранцев и под их контроль. Таким образом, создание тут отечественного торгового флота становилось экономической необходимостью. Интересы развития всего хозяйства Русского государства настоятельно требовали расширения его торговых связей с западными странами.

Чтобы освободить Россию от оков, тормозящих ее заморскую торговлю, Петр I стремился создать отечественный как военный, так и торговый флот. Он принимал кардинальные меры для организации постройки в стране крупных транспортных судов и подготовки соответствующей производственной основы.

Прежде всего Петр обратил свои взоры на север — к Архангельскому порту.

Поскольку двинским кораблестроителям в ту пору еще не доводилось строить крупные морские суда, Петр I приглашал на службу иностранных специалистов. Они должны были руководить постройкой первых военных и торговых судов, а также научить этому искусству русских людей. Далеко не все приезжавшие иностранцы оказывались толковыми и добросовестными специалистами, но среди них были и знающие, честные кораблестроители. Так, например, англичане Ричард Козенц и Вилиам Гунион, голландцы Ламбе Ямес, Герене и некоторые другие стали подлинными учителями русских корабелов. Северяне приложили много сил и старания, чтобы превратить город на Двине в важнейший центр отечественного кораблестроения. Зародившееся здесь в конце XVII века морское судостроение весьма интенсивно развивалось свыше полутораста лет.

Годы расцвета кораблестроения сопровождались ростом высококвалифицированных кадров, начиная с рядовых мастеровых, корабельных комендоров и подмастерьев, а также талантливых корабельных мастеров и инженеров-кораблестроителей.

Среди иностранных кораблестроителей, которых Петр I пригласил на русскую службу, выделялся своей даровитостью 26-летний англичанин Ричард Козенц. Этот талантливый кораблестроитель оказался не только опытным и грамотным, хорошо теоретически подготовленным инженером, но и исключительно честным человеком. До конца дней своих он верой и правдой служил полюбившейся ему второй родине — России, многое сделав для развития ее кораблестроения и создания военного флота.

Последние три года своей жизни Ричард Козенц служил в Архангельске, будучи главным кораблестроителем местного военного порта. С его кипучей деятельностью связано «второе рождение» Соломбальского адмиралтейства. Он разработал детальный проект восстановления адмиралтейства и составил план расположения его важнейших объектов.

Крытый эллинг Соломбальского адмиралтейства в середине XVIII в.

Крытый эллинг Соломбальского адмиралтейства в середине XVIII в.

Под руководством Козенца и его лучших учеников Батакова и Качалова в 30-х годах XVIII столетия были восстановлены на Соломбале корабельные эллинги, построен сухой док, корабельный кран, выстроены здания для адмиралтейской чертежной, кузницы, блоковой, фонарной и других мастерских, казармы для работных людей, дом для портовой конторы и некоторые другие объекты.

В 1735 г. Ричард Козенц спустил на воду 54-пушечные корабли «Город Архангельск» и «Северная звезда», за которые получил в награду 300 рублей.

Кроме вышеназванных, под руководством Козенца было построено на верфи Соломбальского адмиралтейства еще несколько судов, в том числе линейный корабль «Св. Андрей», который достраивали его ученики Батаков и Качалов.

Василий Батаков способствовал развитию в Архангельске не только военного, но и частного торгового судостроения. Под его руководством на Быковской верфи, принадлежавшей купцу Никите Крылову, были построены крупные транспортные суда и первый отечественный портовый килектор.

Продолжая деятельность Козенца по оборудованию Архангельского адмиралтейства, Батаков завершил разработку проекта и сметы канатного завода, новых мастерских, а также определил место для строения портового госпиталя и некоторых других объектов.

Однако чахотка давно уже подтачивала здоровье В. Батакова. Он скончался в 1747 г. в возрасте сорока лет, не успев полностью раскрыть свой талант.

Его заменил второй ученик Ричарда Козенца — Потап Гаврилович Качалов. В течение двух десятилетий он строил на Соломбале суда для Балтийского флота, показав свой талант организатора кораблестроения.

Родился П. Г. Качалов в Санкт-Петербурге 1 декабря 1709 г. в семье флотского обер-офицера. Семнадцатилетним юношей он по собственному почину определился корабельным учеником в Главное адмиралтейство и был назначен на выучку к Ричарду Козенцу.

Первым судном, в постройке которого ему довелось участвовать, был 66-пушечный линейный корабль «Наталия». За усердную работу он был произведен в корабельные подмастерья и получил офицерский чин поручика.

В 1747 г. П. Г. Качалов стал корабельным мастером и фактически, главным кораблестроителем Архангельского порта и основным конструктором Соломбальской верфи. Почти все суда строились по его чертежам. Адмиралтейств-коллегия находила их столь совершенными, что рассылала копии другим адмиралтействам.

Качалов много хлопотал о расширении Соломбальской верфи. При нем был там построен крытый эллинг, новые кузницы и ряд других строений. Он заботился о нуждах мастеровых. работавших на верфи, принимал меры к охране их здоровья.

Как опытного кораблестроителя, Качалова в 1753 г. перевели в Санкт-Петербургское адмиралтейство и стали привлекать на заседания Адмиралтейств-коллегии в качестве эксперта. При его участии разрешались многие сложные и важные вопросы кораблестроения.

Адмиралтейств-коллегия неоднократно уполномочивала Качалова осматривать от своего имени все суда Балтийского флота и составлять на них дефектные ведомости, а также сметы на потребный ремонт.

Однажды морское ведомство приобрело за границей патенты и чертежи двух фрегатов (подробнее о патентах), по которым решили построить целую серию судов. Однако фрегаты оказались очень тяжелыми на ходу. Назревал скандал. Тогда обратились к П. Г. Качалову с предложением внести в конструкцию судов изменения, необходимые для устранения дефекта. Талантливый конструктор сразу выявил ошибку иностранных корабелов и устранил досадный недостаток.

Как лучшему мастеру, Качалову поручили разработать чертеж и построить яхту для императрицы Елизаветы I. Быстроходная яхта по тем временам оказалась совершенством, чудом кораблестроительного искусства.

Последние годы жизни Потап Качалов был сарваером, то есть главным корабельным мастером Кронштадтского порта.

27 января 1767 г. во время осмотра стапелей в Главном адмиралтействе Потап Гаврилович Качалов скончался в результате внезапного кровоизлияния в мозг. Похоронили его внутри ограды ямской Крестовоздвиженской церкви в Санкт-Петербурге.

Флейт — трехмачтовое транспортное судно типа строившихся В. Батаковым.

Флейт — трехмачтовое транспортное судно типа строившихся В. Батаковым.

В историю отечественного кораблестроения П. Г. Качалов вошел не только как талантливый конструктор и строитель, но и как энергичный организатор строительства многопушечных кораблей. Особенно значителен его вклад в развитие кораблестроения на Беломорском Севере.

В семидесятых годах XVIII века в Соломбале, пожалуй, не было более популярного и уважаемого человека, чем корабельный мастер Михаил Дмитриевич Портнов. Не будет преувеличением сказать, что в ту пору почти каждый мальчишка с острова мечтал научиться строить корабли, быть похожим на корабельщика Портнова.

Ветряная лесопильная мельница на Северной Двине возле Архангельска.

Ветряная лесопильная мельница на Северной Двине возле Архангельска.

М. Д. Портнов был пламенным патриотом Архангельска, с которым связал большую часть своей жизни.

Родился Портнов в Санкт-Петербурге в 1741 г., происходил из семьи потомственных мастеровых-судостроителей. Родители определили его на службу в Главное адмиралтейство корабельным учеником 3-го класса, где мальчик попал на выучку сначала в команду опытного корабельного мастера Гаврилы Окунева, а затем к Потапу Качалову.

В учении Михаил Портнов был старателен и упорен, что, конечно, было подмечено его учителями и начальниками. Когда Михаилу исполнился 21 год, его произвели за старательность в корабельные подмастерья и через некоторое время присвоили чин поручика.

Прошло еще два года. Адмиралтейств-коллегия отправила его за границу, где он пробыл почти пять лет. Побывал на судостроительных верфях Дании, Англии и Франции. На родину возвратился в 1769 г.

На рассмотрение Адмиралтейств-коллегии Портнов представил свой чертеж 66-пушечного корабля, в котором использовал достижения зарубежного кораблестроения. Чертеж получил высокую оценку, и М. Д. Портнову поручили самому построить свой первый корабль, который назвали «Св. Георгий Победоносец», в 1770 г. его успешно спустили на воду. На другой год корабль стал флагманским в эскадре контр-адмирала Спиридова и участвовал во взятии турецкой крепости Метелина. Орудия «Св. Георгия Победоносца» подвергли ожесточенному обстрелу укрепления крепости, вынудив турок к сдаче.

В 1777 г. Михаил Портнов заложил первый в истории Соломбальского адмиралтейства большой 74-пушечный корабль «Царь Константин». До того там строили лишь 54- и 66-пушечные. Однако спустить на воду корабль Портнов уже не успел, поскольку был вынужден отбыть на Дунай. Ему предстояло построить по чертежам адмирала Ноульса суда для создававшейся там военной флотилии. Там же Портнов организовал ремонт захваченных у турок различных речных и морских судов.

В это время М. Портнов разработал проект оригинального транспортного судна-парома, предназначенного специально для перевозки морем тяжелых артиллерийских орудий и иных громоздких воинских грузов. Длина его составляла всего 10 метров, но судно обладало большой грузоподъемностью, что было достигнуто за счет использования в его конструкции целой серии воздушных ящиков. 12 плотников за 20 суток могли построить такое разборное судно из подручных материалов. Этот проект почти на 150 лет предвосхитил идею современных сборно-разборных судов, широко применяемых в десантных операциях для перевозки тяжелой военной техники.

Важная веха в творческой деятельности Портнова — новое место службы в Архангельском адмиралтействе, куда его перевели в 1774 г.

Талантливый организатор, хороший специалист, Михаил Портнов стал управляющим Соломбальской верфи. Он наладил серийную постройку однотипных кораблей и фрегатов. С той поры на Соломбальской верфи стали ежегодно закладывать от четырех до семи судов, строительство которых продолжалось, менее одного года. Строить Михаилу Портнову приходилось по типовым проектам, присылавшимся Адмиралтейств-коллегией (таков был тогда обязательный для всех адмиралтейств порядок). Однако он подходил к созданию новых кораблей творчески и даже в типовые проекты смело вносил изменения, которые считал необходимыми, исходя из учета местных условий.

В 1769 г. совместно с Александром Ктасановым Портнов разработал «Положение о строении кораблей, сообразуясь с местными лесами», которое содержало ряд ценных практических рекомендаций для продления сроков жизни строившихся судов.

Позднее он написал специальную инструкцию под названием «К лучшему переходу через мелководные фарватеры и преимущество укрепления корпуса противу прежнего строения». Сущность новой, предложенной соломбальским мастером инструкции, заключалась в том, чтобы строить судно с уменьшенной осадкой за счет отказа от применявшихся в то время фальшкилей. Расчетами он доказал, что без фальшкилей корабли смогут свободно форсировать бар, даже с частично принятым балластом.

Во многом способствовал Портнов и развитию в Архангельске торгового судостроения. По его чертежам для местных рыбопромышленников Пругавина и Зыкова строились на Крыловской (Быковской) верфи флейты, гукоры и иные торговые суда.

Весной 1791 г. Михаил Дмитриевич скончался от разрыва сердца в расцвете сил. Его похоронили на старом Соломбальском кладбище.

За свою недолгую трудовую жизнь Михаил Дмитриевич построил 38 кораблей, 24 фрегата и несколько десятков более мелких судов. Он вошел в плеяду наиболее одаренных отечественных кораблестроителей деревянного парусного флота.

Наверх