Эту церковь первоначально устроил свояк Исакова поп Герасим Андреев на свои средства и 15 Февраля 1671 года продал ее Исакову за 60 руб. со всею утварью, колоколами, подцерковною землею, избою и двором, так как не мог получать достаточных средств к содержанию ея, живши среди немецких поселений. Эта церковь была возобновлена в 1708 году и освящена Преосвященным Рафаилом 17 Сентября того-же года. Кроме того, в 1707 году рядом с воздвиженскою церковию была построена деревянная-же во имя Благовещения Пресвятыя Богородиды и освящена архимандритом Михаило-Архангельскаго монастыря Товиею по грамоте, данной ему (за отездом епископа архан. Сильвестра в Смоленск) Стефаном митроп. Рязанским от 30 Сентября 1707 г. Дальнейшая судьба этой церкви неизвестна. Успенская же дерковь с симеоновским приделом к концу XVII в. настолько обветшала, что была разобрана и вместо нея, по храмозданной грамоте Преосвяиценнаго и Первопрестольнаго архиепископа Афанасия от 22 Февраля 1684 года на имя Успенскаго священника Ивана Исакова, построена была новая (уже третья) деревянная же и с теми же престолами церковь и освящена самим архиепископом Афанасием 6 Сентября 1685 года. Не смотря на частыя поправки и ремонтировки эта церковь, равно как и Воздвиженская церковь, к 40 годам прошлаго столетия также обветшали, и нужно было позаботиться о замене их каменными. И действительно, согласно просьбе полковника Ивана Яковлевича Барша и других знатных прихожан к архиепископу Варсонофию от 13 Октября 1742 года и по благословенной грамоте последняго от 14 Октября на имя архимандрита Михаило-Архангельскаго монастыря Иосифа, 18-го Октября 1742 года положено было начало к устроению ныне стоящей каменной одно-этажной и одноглавой церкви о трех престолах: во имя Успения в главном холодном храме, Воздвижения в южном приделе и Симеона Столпника в северном. По грамоте того-же архиепископа Варсонофия от 21 Января 1744 г. на имя успенских священников Ивана Михайлова и Григория Леонтиева предписано было ключарю Холмогорскаго Преображенскаго собора священ. Иоанну Логинову с протодиаконом Димитрием Свешниковым соборне освятить новоустроенные придельные храмы. Главный-же Успенский храм был освящен архиепископом Варсонофием 31 Августа 1758 г. Первоначально устроенный иконостас этого храма в начале нынешняго столетия заменен был новым, устроенным на средства купца Андрея Федоровича Долгошеина. Этот второй иконостас сгорел во время пожара, бывшаго в немедкой слободе 29 Мая 1851г., и вместо него устроен нынешний величественный сплошь золоченый резной иконостас усердием Владимира Ильича Грибанова и освящен 5 Августа того же 1851 года. Что-же касается придельных храмов (1744 г.) Воздвиженскаго и Симеоновскаго, то они были переименованы в ныне существующие — первый — в Вознесенский, устроенный бывшим советником Казенной Палаты Александром Зубковым и освященный 7 Мая 1791 года, и второй — в Тихвинский, устроенный усердием купца Николая Митрополова и освященный 27 Сентября 1802 года. Надо полагать, что иконостасы этих придельних храмов стояли до пожара 29 Мая 1851 г., во время котораго они были повреждены и нуждались в возобновлении, что вскоре же отчасти и сделано было, так что Вознесенский придел вновь освящен был 7 Октября тогоже 1851 года.

За неимением старых описей и других каких либо документов трудно воспроизвести внешний и внутренний вид прежних деревянных церквей Успенскаго прихода, равно как и устройство прежних иконостасов в каменной церкви. Но, по свидетельству памятной книги, Успенская церковь в 20-х годах нынешняго столетия „не только не имела ни в чем недостатка, но и отличалась от прочих церквей изящным иконостасом (главнаго — Успенскаго храма) с шестью местными (ныне существующими) иконами под кованными серебряными ризами (жертвованы Долгошеиным), напрестольными крестами, сосудами и прочею утварью под золотом", и в ней было серебра 4 пуда 3 фун, 45 золотников, золота 20 3/4 золотник. и жемчуга 66 3/4 золотников. Таким богатством и благолепием своим за прежние годы Успенская церковь обязана усердию некоторых прихожан, из которых, вслед за храмоздателями: священниками Ксенофонтом Кузминым и Иваном Исаковым и полковником Иваном Варшем, достойны вечной памяти: чиновник Александр Зубков и купцы Николай Митрополов и Андрей Долгошеин, употребивший на благоустройство Успенской церкви в начале нынешняго столетия до 20663 руб. 70 коп. ассигнациями. В позднейшее время много содейетвовал благолепию Успенской церкви вышеупомянутый Владимир Ильич Грибанов, а в последнее время эти заботы взяло на себя церковно-приходское попечительство и особенно нынешний церковный староста купец А. М. Починков, за три года своего служения успевший заново окрасить церковь внутри и снаружи, переливший два разбитых колокола и пожертвовавший три новых в 15 пуд. 8 фунта, устроивший прекрасный клирос, отремонтировавший причтовые дома, устроивший для церкви и причта три новыя службы, употребивши из своих средств на все это свыше 8000 руб. сереб. (к 1 Янв. 1894 года) и имеющий намерение возобновить церковную ограду. Влагодаря этим жертвователям, Успенская церковь в настоящем своем виде может считаться вполне благоустроенной и, надо думать, долго не будет нуждаться в ремонте. Важнейшею святынею Успенской церкви является храмовая икона Успения Пресвятыя Богородицы, украшенная богатою сребропозлащенною ризою и почитаемая за чудотворную последующему дивному случаю, бывшему в 1631 году. Один Ярославский крестьянин, пробравшись ночью чрез окно в Успенскую церковь, выбросил за окно Евангелие, крест и др. вещи и хотел тем-же путем выйти из церкви ни кем незамеченный, но удержан был какою-то невидимою силою на обоконье церковном, Тогдашний свящ. Есенофонт Кузмин, пришедши к утрени и увидев святотатца, поспешил донести об этом воеводе, князю Черкасскому. Последний прислал воинов взять хищника, но при всех усилиях они не могли оторвать его от обоконья. В присутствии князя, при многочисленном стечении народа совершено было молебствие, и преступник сам собою отстал от обоконья. Это событие современники приписали заступлению и помощи Божией Матери, имени которой по священ храм, и потому храмовую икону Ея успения стали считать чудотворною, каковою она почитается и доселе, привлекая к себе многочисленных богомольцев, особенно в день храмоваго праздника 15 Августа. При церкви в одной связи с нею находится каменная трех-ярусная колокольня, снабженная, благодаря усердию церковнаго старосты А. М. Починкова, вполне достаточным звоном. Постройка ея начата была 30 Июня 1752 года при священниках Савве Григорьеве и Стефане Петрове, по благословенной грамоте архиепископа Варсонофия от 3 Июня того-же года. При паперти с северной стороны приделана каменная сторожка. Крыша на церкви и колокольни железная и окрашена зеленою масляною краскою. На вершинах церкви и колокольни водружено по одному железному прорезному кресту. Церковь и колокольня обнесены каменною оградою первоначально устроенною на средства купца Митрополова, при чем решетка была деревянная, но в 1878 году, при поправке этой ограды, деревянныя решетки заменены железными на средства купца А. Корельскаго.

При церкви с 1878 года существует церковноприходское попечительство, которое заботится о благолепии храма, приобрело полный прибор прекрасных сребро-позлащенных сосудов, поддерживает причтовыя квартиры и содержит церковно-приходскую школу, открытую в 1888 году и помещающуюся во флигеле причтоваго дома.

Для причта имеются одноэтажный деревянный о пяти окнах на лицевую сторону дом и при нем флигель со службами. Первый устроен в 1859 году и прекрасно внутри отремонтирован в 1893 году на средства церковнаго старосты А. М. Починкова и о. Иоанна Кронштадтскаго, пожертвовавшаго на этот предмет 100 рублей. В нем находится вполне поместительная квартира для настоятеля. Второй устроен в 1860 году и предназначался для диакона и псаломщика; за неимением-же диакона в предназначенных для него комнатах помещается церковно-приходская школа с квартирою для учительницы, существующая с 30 Янв. 1888 г. на средства Попечительства, из сумм котораго выдается жалованье учительнице 180 р. в год и на наем прислуги 18 р. в год. Учительницею состоит кончившая курс в епарх. женском учил. девица Александра Вячеславовна Титова. Учащихся к 1 Янв. 1894 г. 15 мальч. и 13 девоч. Содержание причта, состоящаго по штату. из священника и псаломщика, слагается из % с причтоваго капитала в 3500 рублей (к 1 Янв. 1894 года) и доходов за требоисправление в количестве 600 рублей в год и должно быть названо скудным. Между тем в прежния времена Успенский приход считался одним из богатых в гор. Архангельске, так что в нем, как увидим ниже, с 1722 по 1773 г. было два священника, с 1773 г. по 1806 г. то по одному, то по два, с 1807 г. по одному — с диаконом и причетником.

Причтовый капитал образовался из пожертвований от разных лиц, из которых наиболее крупными жертвователями нужно назвать Архангельскаго купца Андрея Долгошеина, Устюжскаго купца Василия Кострова, потомственную почетную гражданку Павлу Михайловну Шингареву и др. Церковнаго капитала, образовавшагося также из пожертвований и заключающагося в разных процентных бумагах, к 1 Янв. 1894 года состояло 3000 рублей. Прихожан к 1    Янв. 1894 г. состояло около 300 д. об. п.

От основания прихода до настоящаго времени при Успенской церкви были следующие священники:

1) Ксенофонт Кузмин с 1626 г. по 31 Марта 1671 г.

2) Иван Исаков с 15 Февраля 1671 г. по 1714 г.

3) и 4) Анания Яковлев с 7 Октября 1714 по 1744 г., при чем с 1722 г. вместе с ним священствовал также до 1744 г. Марк Иванов.

5) 6) и 7) Иван Михайлов с 1744—174б г. Филипп (фамилия неизвестна) с 1745—1752 г. и Григорий Леонтиев с 1747-1751 г.

8) и 9) Савва Григорьев и Стефан Петров с 1752—1757 г.

10) 11) 12) и 18) Сила Петров с 1758—1770 г. с Михаилом Прокопьевым до 1765 г,, Димитрием Кочериным и Фокою Таратиным до 1770 г.

14) и 15) Иоанн Григорьев Нахоров (бывший около года) и Гавриил Галкин.

16) и 17) Вместо Нахорова определен был Иван Иванович Черноруцкий с 1773 г. по 1806 г., обучавшийся в Холмогорской семинарии по философии. Последний со смертию Галкина в 1778 г. оставался одним священником до 1798 г., когда другим священником определен из Лисестровскаго прихода Илия Видякин, обучавшийся в Архангельской семинарии и оставшийся по смерти Черноруцкаго 30 Июля 1806 г. одним священником.

18) Михаил Далинников (из ключарей собора) до 1827 года

19) Павел Вальнев с 1828—1832 г., окончивший курс в Архангельской семинарии и бывший учитель Онежскаго приходскаго училища.

20) Протоиерей Феодор Иванов Жаравов из кончивших курс Архангельской семинарии священствовал с 1832 г. по 28 Апреля 1873 года.

21) Ныне здравствующий настоятель, протоиерей Иосиф Анастасиевич Павловский, 68 лет, студент Архангельской семинарии, состоящий в сане священства с 25 Сентября 1849 года и на настоящем месте с 1 Июня 1873 года. При нем псаломщиком состоит протоиерейский сын Николай Захарович Кодчин 23 л., уволенный по прошению из 2    кл. Арх. семин. и состоящий на настоящем месте с 27 Ноября 1889 г.

Наверх