Записки заключенного
Первое августа 1918 года. Хмурое, ненастное утро.
Медленно тянутся тяжелые свинцовые тучи; изредка робко выглядывает голубая лазурь неба и снова скрывается за завесой туч. Время от времени, как бы в раздумье, то начинает моросить, то останавливается назойливый, мелкий, как пыль, осенний дождь. Неприветливо и уныло выглядят намокшие постройки деревянного города. Грязный и убогий всегда, Архангельск кажется еще более жалким в этой нудной обстановке ненастного дня.
На мертвых до сего времени улицах нервное оживление. На каждом перекрестке по несколько, человек, вооруженных винтовками; на рукавах белые повязки. Группы вооруженных разъезжают на автомобилях. Тяжело громыхая и качаясь на рытвинах мостовой, быстро едет грузовик, таща за собой легкое полевое орудие. В пассажирах нетрудно узнать офицеров старой армии. Они взволнованы, нервничают, но чувствуют себя господами положения. Очень напоминают собою мальчишек, играющих в „войну". Чудится, что в кармане приготовлены уже погоны.
Около полудня город узнал о сформировании нового „правительства", которое назвало себя „Верховным управлением Северной области".
В специальном по этому поводу воззвании говорилось: „Во имя спасения родины и революции" власть предержащее Верховное управление сформировалось в следующем составе: Н. В. Чайковский—председатель и управляющий отделом иностранных дел;