Историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии
Архангельск — портовый и губернский город Архангельской губернии, расположен на правом берегу р. Сев. Двины в 42 в. от Белаго моря по Березовскому (восточному) устью и в 84 в. по Никольскому (западному) и раскинут на 10 верст в длину и от 300 до 500 саж. в ширину. Та часть города, против которой река Двина делится на два рукава или вышеупомянутыя устья, в древности называлась „Пур-Наволок" и стала заселяться со времени построения здесь Архангельскаго монастыря по благословению новгородскаго епископа Иоанна. К этому месту в 1553 г. пристал первый английскии корабль, под командою Ченслера, благодаря чему открылся здесь новый пункт для торговых сношений России с Западной Европой. Прежний-же торговый центр двинской области - г. Холмогоры стал мало помалу уступать свое место новому, к которому могли свободно подходить иностранные корабли, Посланные сюда в 1584 г. с Москвы воеводы Петр Афанасьев да Залешанин Никифоров Волохов „Архангельской город древяной одним годом поставили“ близ Архангельскаго монастыря. Впрочем, сначала этот новый город назывался Новохолмогорами и переименован был в Архангельск уже в 1613 г.
Каждому члену Архангельской епархии и тем более священно-церковно-служителям ея необходимо знать историю своей церкви, пути ея первоначальнаго возникновения и дальнейшаго развития. В частности, как пастырям, так и пасомым необходимо хотя в общих чертах знать, как и когда возникла та или другая приходская церковь, тот или другой монастырь, кто были их основателями и первыми членами, какия перемены они пережили за все время своего существования.
(Составлено Законоучителем Гимназии, Священником Василием А. Смирновым.)
Нынешнему каменному соборному храму в городе Архангельске предшествовал целый ряд деревянных. Устройство перваго из них почти современно возникновению города Архангельска в 1584 г. Первые поселенцы города и образовавшагося около него, в 1587 г. посада, т. е. стрельцы и посадские люди, по благословенной грамоте митрополита Московскаго Иова, по верхнюю сторону деревяннаго города, близ места, занимаемаго ныне конторой корабельнаго смотрителя, соорудили первую приходскую деревянную церковь во имя Преображения Господня и деревянную-же на столбах колокольню. К этой церкви, по грамоте Ионы, митрополита Сарскаго и Подонскаго, от 30 Мая 1614 г., был пристроен придел во имя Святителя и Чудотворца Николая в память избавления от нашествия „польских и литовских воров и русских изменников", которые в 1613-14 годах напали на жителей важской и двинской области, „жгли, мучили и побивали их, животы их грабили, а у Архангельскаго города не были, пробежали мимо“. Преображенская церковь вместе с колокольней сгорели 27 Сентября 1663 г. от пожара, начавшагося в самой церкви вследствие того, что пришедшие в этот день люди заронили под мост в западной паперти „угль огнен".
К числу достопримечательностей и редкостей собора относятся прежде всего приношения Дарственных Особ.
1) Перенесенные из Холмогорскаго Преображенскаго собора два саккоса, жалованные Афанасию Императором Петром I, из которых один атласной парчи с гаелковыми цветами жалован в 1702 г. при освящении Новодвинскои крепости и другой — зеленаго бархата (из плаща Петра I.), жалованный по преданию в 1694 г.
Такими событиями нужно назвать неоднократныя посещения собора Государем и членами царской семьи и затем дни молитвеннаго воспоминания важнейших событий из истории местнаго края Прежний деревянный собор был дважды посещаем Императором Петром I: первый раз 8 Июля 1693 г., когда Августейший Посетитель пожаловал преосвященному Афанасию карету во сто руб., свой струг со всею оснасткою, из которой штандарт и палестинский флаг хранятся до сего времени, второй раз в 1702 вместе с наследником своим Алексеем Петровичем присутствовал в соборе при совершении литургии и пел вместе с хором певчих басом. Нынешний каменный собор был посещен 30 Июля 1819 г. в 12-м часу ночи Императором Александром I, в 1844-м году Великим Князем Константином Николаевичем, 19 Июля 1858 г. Императором Александром II, 25 Июня 1870 г. Его Императорским Высочеством, Великим Князем Алексеем Александровичем и 14 Июня 1885 г. Великим Князем Владимиром Александровичем.
Мысль об образовании особенной епархии для дальняго севера впервые высказана была на Московском соборе 1667 г. по поводу сильно распространившагося в то время по всему северному поморью раскола и осуществилась в 1682 г., когда с соизволения Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича, Святейший патр. Иоакий учредил Архиепископию Холмогорскую и Важескую, Первые иерархи этой епархии назывались по 1731 г. Холмогорскими и Важескими, до 1787 г. — Архангелогородскими и Холмогорскими, до 1799 г. — Архангельскими и Олонецкими, а с начала нынешняго столетия Архангельскими и Холмогорскими. Почти все они до 1759 г. носили звание Архиепископов, и до 1762 г. жили в г. Холмогорах.
1) Звание это дано было в первый раз архиепископом Афанасием в 1683 г, священнику Никольской церкви в г. Холмогорах Каллинику Венедиктовичу Золотареву, который и был первым протоиереем собора с 1683 г. по 1719 г,; скончался 73 л. от роду и погребен пред алтарем нынешняго собора, прослужив в священном сане 47 лет. При нем построен и освящен нижний этаж соборнаго храма.
2) Иоанн Иванов с 25 Мая 1720 г. по 1753 г. из священников градской рождественской церкви.
3) Герасим Иванов (Попов) с 1753—4 г. по 1762 г. из священников той-же церкви.
4) Иоанн Федоров Савицкий с 1762—1769 г.г., из малороссиян, обучался. в Киевской Академии. При нем освящен Свято-Троицкий престол верхняго храма.
1) Священник Федор Андреев с 25 Марта 1720 г. из соборных дьяконов; о нем встречаются указания в документах 1732 г.
2) Священник Иоанн Карамзин.
3) Священник Михаил Ерофеев, упоминаемый в 1758 г. и умерший в 1761 г. 4) Священник Василий Иоакимович Таратин, упоминаемый в 1762—1772 г.г.
1) Семен Павлов, упоминаемый в 1622 и 1630 г.г.
2) Роман Стефанов, упоминаемый также в 1622 г. и умерший в 1630 г.
3) Иван Романов в 1640-1661 г.
4) Петр в 1682 г.
Рождественская церковь в городе Архангельске есть одна из старейших по времени своего основания: основателями ея были стрельцы, перемещенные сюда в качестве защитников „поставленнаго" в 1584 г. „Архангельскаго города“. Она была деревянная и в 1637 г. при опустошительном пожаре, бывшем в Архангельске и истребившем половину города, сгорела. Дальнейшая история Рождественской церкви начинается с 1648 года, когда патриархом Иосифом дана была на построение ея новая грамота. Вторичному построению ея способствовало то обстоятельство, что в 1646 г. число в Архангельске стрельцов было значительно увеличено; но и эта церковь в 1663-м г. сгорела. В 1668 г. была вновь построена деревянная церковь во имя Рождества Иисусе Христова, с приделом при ней во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, существовавшия до 1717 г., в котором от молнии также погорела. В конце 1691 г. стрельцы решили построить каменную церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. Церковь эта, по различным обстоятельствам строившаяся очень медленно, окончательно достроена была уже в 1729 г., в котором 20 сентября Архиепископом Варнавою и освящена.
Воскресенский градский приход образовалая вскоре после основания гор. Архангельска, построеннаго, как известно, в 1584 году, так как в писцовых книгах Мирона Вельяминова от 1623 года уже упоминается о деревянной церкви Воскресения Христова. Самое местонахождение ея было ниже деревяннаго города за крепостью, построенной около Архангельскаго монастыря на Пур-Наволоке. Близ Воскресенской церкви находилась другая деревянная-же церковь во имя Св. Великомученицы Параскевы, построенная „клетски", т. е. прямоугольно. В пожар в 1667 г. 17 Мая обе эти церкви сгорели вместе с другими казенными и частными домами. После пожара опять были выстроены две деревянныя церкви: во имя Воскресения и Св. Великомученицы Параскевы, но уже на новом месте — ближе к нынешнему Троицкому проспекту. Вторично выстроенныя церкви опять сгорели в конце XVII века, после чего занимаемое ими место сделалось принадлежностью Пертоминскаго монастыря. После такого несчастия была сознана необходимость построить вместо деревянных церквей — каменную. Нашлись и радетели для этого добраго и великаго дела. Алексей Филатьев, торговец из Москвы, с товарищами и торговцы разных других городов, приезжавшие в Архангельск для внутренней и внешней торговли „били челоми великим Государям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу о дозволении выстроить в гор. Архангельске каменную церковь во имя Воскресения на русском гостинном дворе, или каменном городе. В этой челобитной они указывали, что торговым людям в праздники во время ярмарки нельзя к службам божиим ходить, так как все церкви от гостинных дворов были далеко. Это дозволение и было дано указом великих Государей от 15 Сентября 1894 г. К торговцам присоединились и воскресенские прихожане. Когда Петр I-й вторично посетил город Архангельск в 1894 году, то они лично от него получили разрешение построить каменный храм. Кроме того было получено разрешение от местной власти и епархиальной и гражданской. Преосвященный Афанасий, Архиепископ Холмогорский и Важеский, благословил на „первоначальном" месте построить каменную одно-этажную церковь Воскресения Христова с теплым приделом Великомученицы Параскевы в трапезе и каменною колокольнею. Сам Преосвященный и заложил постройку этой церкви 21 сентября 1699 года, В 1715 году Июля 3 дня Воскресенская холодная церковь освящена Архиепископом Варнавою, а придельная церковь — 1 Октября 1708 года Преосвященным Рафаилом. В 1793 году 27 Июня во время большаго пожара церковь обгорела. Сохранились только некоторыя иконы, книги и часть ризницы, архив-же церковный почти весь сгорел.
На месте нынешней Успенской церкви и в окрестностях ея находился так называемый „Жабинский наволок" или „Борки", покрытые густым лесом, отчего и церковь называется Боровскою. Когда, по мере увеличения гор. Архангельска, эти Борки начали заселятся, то неизвестно откуда пришедший поп Ксенофонт Кузмин, по испрошенной им грамоте от Святейшаго Филарета, патриарха Московскаго и всея России, от 31 Марта 1626 года, начал с поселившимися тут людьми рубить лес, построил и освятил первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятыя Богородицы. Спустя шесть лет эта церковь сгорела. Тогда Ксенофонт Кузмин, по благословенной грамоте того-же патриарха от 30 Апреля 1682 года, соорудил и освятил новую деревянную-же Успенскую церковь подле стараго престола. По храмозданной грамоте патриарха Иоасафа от 18 Апр. 1640 г., тем-же Ксенофонтом Кузминым устроен был с северной стороны и освящен придел во имя препод. Симеона Столпника. Преемник Кузмина († 1671) священник Иван Исаков, по благословению патриарха Иоасафа от 20 Января 1672 года, возле Успенской церкви, поставил другую — Крестовоздвиженскую, стоявшую раньше у Сальнаго берега, близь нынешней кирки.
Михайло-Архангельская церковь (слева)
На месте нынешней всеградской Михайло-Архангельской церкви находился мужской монастырь того же имени, сгоревший 15 Июля 1686 г. вместе со всеми строениями прилегавшаго к нему деревяннаго города, основаннаго в 1584 году. Монастырь после пожара был перенесен за город, где он и ныне находится. Вместо же него устроена была, вероятно, на монастырския средства новая деревянная же церковь Происхождения Честнаго и Животворящаго Креста с приделом во имя Чуда Св. Архистратига Михаила в Хонех, в которой служили сначала монахи. Время построения этой церкви точно неизвестно, но, вероятно, она устроена вскоре-же после пожара 1636 г., так как к двадцатым годам 18 стол. она уже настолько обветшала, что вместо нея, по храмозданной грамоте архиеп. Варнавы, от 5 Октября 1721 г., начата быда постройкою новая деревянная же церковь о трех престолах: Чуда Св. Архистратига Михаила в Хонех, Тихвинской иконы Божией Матери (с южной стороны) и Св. Великомученицы Екатерины (с левой) и освящена в Декабре 1722 г. Архимандритом Архангельскаго Монастыря Иоасафом. Эта церковь, уже вторая, также сгорела в 1788 году. Внешний и внутренний вид этих деревянных храмов трудно описать, так как вместе с ними сгорели, по всей вероятности, и все документы. На месте второй сгоревшей деревянной церкви, по храмозданной грамоте Архиепископа Варсонофия от 18 Октября 1742 г., заложена была ныне существующая каменная холодная одноэтажная церковь во имя Чуда Св. Архистратига Михаила в Хонех с теплым придельным храмом Св. Великомученицы Екатерины. Придельный Екатерининский храм освящен 30 Октября 1743 года Архимандритом Архангельскаго монастыря Иоасафом, а главный холодный в Апреле 1749 г. Архимандритом того же монастыря Леонтием. Четырехярусный и величественный иконостас последняго стоит и по настоящее время и обращает на себя внимание со стороны своей древности, был возобновлен в последний раз позолотою на средства Архангельских купеческих вдов Павлы Михайловны Шингаревой и Екатерины Кирилловны Плотниковой в 1884 г. к ,300-летнему юбилею города Архангельска. Иконостас же придельнаго Екатерининскаго храма (с сев. ст.), освященный в 1748 г., за ветхостию был двукратно заменяем новыми: в первый раз в 1882 году старанием Священника Петра Кутейникова, церковнаго старосты Михаила Полежаева и городскаго общества и освящен 18 Сентября того-же года Преосвященным Георгием, во второй раз в 1888 г. усердием тех же купеческих вдов, и освящен 24 Февраля того-же года Епископом Серапионом, при чем старый иконостас вместе с св. престолом и несколькими иконами, согласно желанию Шингаревой и Плотниковой, передан был в Вологодскую епархию. Ероме Екатерининскаго, в 1769 г. начат был постройкою другой придельный храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери (с южн. ст.) и освящен 19 Января 1771 года Епископом Антонием. Этот храм, за ветхостию, в 30-х годах нынешняго столетия был упразднен и вместо него в 1845 г, устроен усердием Архангельскаго купца П. К. Куйкина по ныне существующий придельный храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла и освящен Преосвященным Георгием. Затем придел этот заново был перестроен в 1883 г. усердием тех же вдов Шингаревой и Плотниковой и освящен 6 Июня 1883 года Епископом Серапионом, при чем прежний иконостас с св. престолом пожетрвован во вновь устроенную в том же году церковь к Новодвинской крепости.
Кузнечевскии приход обязан своим возникновением местному войску. Начало его относится к 1705 году, когда войска переведены были из Холмогор, где они имели свою Богоявленскую церковь, на остров Бревенник и устроили здесь для себя первую деревянную церковь во имя Св. Троицы, освященную 1-го Октября 1705 года. Можно думать, что ими устроена была вскоре-же и другая церковь — Богоявленская, в память Холмогорской церкви во имя того-же праздника, так как из грамоты архиепископа Варнавы видно, что с переходом войск с Бревенника на Кузнечиху, по указу Императора Петра I от 18-го Ноября 1716 года, были перевезены сюда две деревянных церкви: Троицкая и Богоявленская, которыя и освящены 4 Июня 1717 года. Вместо этих двух, с течением времени обветшавших, церквей в 1745 году Устюжским полком построена одна поныне существующая каменная двух-этажная четырехпрестольная церковь, в верхнем этаже которой главный престол Живоначальныя Троицы с приделом Рождества Св. Пророка и Предтечи Иоанна, а в нижнем — Богоявления Господня с приделом собора Св. Архистратига Михаила. В одной связи с этой церковыо построена в 1761 году каменная колокольня также на средства местных войск. Таким образом, все здание Кузнечевской церкви, существующее без изменения до настоящаго времени, воздвигнуто на средства местных войск, о чем теперь напоминают богатыя приношения, сделанныя ими в прошлом веке и хранящияся по настоящее время. Напр., четыре знамени времени Петра I, шитыя по белому атласу золотом, серебром и шелками; пять серебрян. напрестольных крестов, из которых в одном весу более 5-ти фунтов; шесть экземпляров евангелий с серебр. украшениями; три серебрянных потира с принадлежностями, в коих весу более 7 фунтов и мн. др. Хранится в ризнице еще и царский вклад Императора Петра I в виде двух покровов, одного воздуха и пелены, шитых по зеленому атласу золотом и жемчугом.
По северную сторону того места, где ныне стоит Благовещенская церковь, в ХVII веке была часовня распятия Господня, находящаяся „в верхнем конце города по край городских слобод“, недалеко от Архангельскаго монастыря, в означенном столетии и начале ХVIII состоявшая в ведении причта Рождественской церкви. Близ этой то часовни, на месте нынешней каменной церкви по прошению Холмогорца, Димитрия Матееева, на его и „христолюбцев города Архангельска подаяние и иных разных чинов людей“, и по благословенной грамоте Преосвященнаго Варнавы Архиепископа Холмогорскаго от 8 Февраля 1715 года, и была построена первая деревянная теплая церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы с приделом Св. Великомученику Димитрию Солунскому, которая и освящена была тем-же Преосвященным 7 Июля 1716 года, а придел — 19 Декабря 1717 года.
Спасопреображенский Собор находится в той части гор. Архангельска, которая называется Соломбалою или Соломбальским селением, именно на среднем из трех островов, на которых расположено это селение, называемом Никольским. В величественном каменном здании этого храма три престола: в главном летнем храме во имя Преображения Господня и в придельных в честь Св. Апостолов Петра и Павла с южной стороны и Святителя Николая с северной.