Проект планировки Архангельска проводится в жизнь. Весь в лесах новостроек Архангельск радует глаз своим индустриальным пейзажем предприятий использующие гибочный пресс , с вздымающимися в небо башенными кранами, с рокочущими экскаваторами, пришедшими на смену тяжелому труду землекопа — строительной специальности, уходящей в историю. Уходит в прошлое и старый деревянный город с его покосившимися от времени деревянными купеческими особняками и бывшими доходными домами, уступая дорогу целым ансамблям многоэтажных каменных зданий нового социалистического города.

Широким фронтом ведет наступление армия наших строителей, все дальше и дальше оттесняя от берегов Северной Двины когда-то непокорные топкие болота. Это фронт мира и созидания, творчества и радостного труда. И там, где ступила нога строителя, поднимаются новые кварталы благоустроенных жилых домов, садов, скверов, раскрываются двери светлых школ и клубов, детских садов и яслей. Асфальтовыми мостовыми покрываются наши улицы, прокладываются новые трассы водоснабжения, канализации и осушения.

Сдав в эксплуатацию мост через реку Кузнечиху, мостостроители начинают сооружение крупнейшего в Советском Союзе моста через Северную Двину, проект которого изготовлен Лентрансмостпроектом. Сбывается мечта архангелогородцев! Не говоря уже об удобствах для трудящихся города, постройка этого моста, совмещенного для железнодорожного и автомобильного транспорта, поможет успешно решить многие жизненно важные вопросы промышленности и торговли города, избавит его от необходимости содержать в зимнее время дорогостоящую и ненадежную ледовую переправу через реку Северную Двину.

Тщательное изучение дельты Северной Двины в районе Архангельска привело к выводам о целесообразности (по условиям значительной экономии средств) устройства мостового перехода в створе Смольный Буян (правый берег) — Архангельск-пристань (левый берег). По Смольному Буяну железнодорожная трасса, пересекая путепроводами основные магистрали — Набережную им. Сталина и Петроградский проспект, — подойдет к ул. Энгельса, где, согласно проекту планировки города, будет построен центральный железнодорожный вокзал. Одновременно ведутся проектные работы по созданию напорной дамбы, которая предохранит центр Архангельска от затопления весенними водами.

Интересные и крупные работы проводит «Гипрокоммунстрой» по проектированию крепления, благоустройству и архитектурному оформлению набережных Северной Двины.

Но все это только еще начало больших работ по преобразованию нашего города. Для Коммунистической партии нет цели более высокой, чем забота о благе и счастье советских людей. Огромным проявлением этой заботы являются решения XXI съезда Коммунистической партии, наметившего грандиозную программу строительства коммунизма в нашей стране.

В Архангельске за текущее семилетие будет построено около 730 тысяч квадратных метров жилой площади. Трудящиеся Архангельска, ежегодно принимающие активное участие в благоустройстве родного города, несомненно, помогут строителям и в этом деле.

Велики, ответственны, но вместе с тем и почетны задачи наших архитекторов, строителей и коммунальных работников города, которым предстоящие работы по его реконструкции дают неограниченные возможности для их благородного творчества. Перед архитекторами и инженерами при проектировании поставлены серьезнейшие задачи экономного и бережного отношения к расходованию народных средств, изжития порочной практики украшательства, погони за внешними эффектами, игнорирования бытовых нужд населения.

Вооруженные историческими решениями XXI съезда Коммунистической партии, трудящиеся Архангельска умножат свои усилия на всех участках хозяйственного и культурного строительства своего родного города и примут все меры к досрочному выполнению заданий новой семилетки.

Особое значение в проекте планировки города придается застройке и благоустройству Набережной им. Сталина, которая будет местами расширена в сторону реки путем проведения ряда гидротехнических работ.

Прекрасные перспективы могучей реки и отсутствие транзитного движения создали в северной части набережной благоприятные условия для жилой застройки. Проектируемые здесь многоэтажные жилые дома, сооружения центрального яхт-клуба с обращенными к реке трибунами для зрителей, парадные раскрытия с партерной зеленью перед монументальными зданиями областной библиотеки и кинотеатра создадут красивые ансамбли. При подходе к Октябрьской площади эта застройка завершится подлежащим реставрации памятником архитектуры «Гостиные дворы». Южная башня этого здания будет восстановлена. Выход улицы Энгельса на Набережную им. Сталина композиционно будет подчеркнут облицованным гранитом спуском к реке.

Коренным образом изменится архитектура набережной в центральных районах расположения морского и речного портового хозяйства. Здесь будут построены причалы пассажирских пароходов и теплоходов. Склады для хранения грузов переносятся на другие территории. Это позволит не только благоустроить участки порта, но и превратить их в украшение набережной.

Новый морской вокзал проектируется на центральном пирсе, на берегу реки, что даст возможность (после сноса старого вокзала) устроить привокзальную площадь для стоянки автобусов и такси, расширить зауженную на этом участке мостовую и организовать между улицами К. Либкнехта и Энгельса дополнительный, нижний проезд по набережной. Бывший Воскресенский ковш открывается для свободной стоянки катеров. На пристани пригородного сообщения будет выстроен специальный вокзал-павильон с благоустроенным сквером и широким многоступенчатым спуском к новым причалам пригородных теплоходов.

От Профсоюзной площади набережная, освобожденная от рейдовых баз и складских сооружений и украшенная широкой полосой аллей и партерной зелени, пройдет до пересечения с железнодорожной магистралью и вольется в Центральный парк культуры и отдыха на Смольном Буяне.

По оси выходящей на набережную улицы Р. Люксембург расположится новый речной вокзал с благоустроенными монументальными причалами.

Принятые проектом планировки основные площади центра города выходят на Набережную им. Сталина. Кузнечевская площадь запроектирована на набережной у нового моста через реку Кузнечиху. Эта площадь будет играть роль парадного въезда в центр города из северных островных районов (Маймакса, Соломбала).

Главный фасад областной библиотеки (проект)

 

Октябрьская площадь занимает ответственное место в проекте планировки города, так как она является парадным раскрытием улицы Энгельса при выходе ее на Набережную им. Сталина. Окончание реконструкции этой площади является первоочередной задачей. В ближайшее время должны быть начаты работы по внутренней и наружной архитектурной отделке здания областного драматического театра, являющегося композиционным центром площади. Городской сад и скверы, органически связывающие площадь с набережной, подлежат дальнейшему благоустройству. Старые двухэтажные дома на этой площади уже заменяются многоэтажными, а здание техникума связи подлежит надстройке.

Площадь Профсоюзов, служащая для проведения народных празднеств, парадов и демонстраций, будет расширена за счет сноса малоценного деревянного фонда. Проектируется строительство административного здания, обращенного фасадом к площади, и монументальных трибун. Выход площади к
реке оформляется зеленым партером и гранитными сходами по всей ширине площади. Торжественной и величавой будет эта площадь.

После окончания реконструкции центра на всем протяжении от Куэнечихи до Смольного Буяна правый берег Северной Двины будет одет в бетон, а на центральных участках облицован гранитом.

Гранитную набережную оживят ритмически чередующиеся, местами украшенные скульптурами монументальные сходы и съезды к реке, а многочисленные аллеи в сочетании с ажуром чугунных решеток, отражаемых в зеркале воды, придадут Северной Двине особую прелесть.

Выходящие на набережную и органически связанные с ней центральные площади архитектурой проектируемых на них сооружений создадут выразительный силуэт города.

Убедившись в несостоятельности конструктивизма, советские архитекторы обратились к изучению и освоению прогрессивного архитектурного наследия, к лучшим его традициям. Но многими архитекторами, в том числе и ведущими нашими мастерами, эта, несомненно, правильная линия в архитектуре была превращена в самоцель, оторванную от практических задач индустриализации строительства. В послевоенные годы появился новый вид формализма, возрождавший в архитектуре давно отжившие классические формы и стили, формализм, выражающийся в очень беглом их изучении, в некритическом заимствовании из сокровищницы классического зодчества лишь отдельных архитектурных деталей — карнизов, портиков, пилястр, колонн, фризов и проч.

Постепенно многие архитекторы, концентрируя главное внимание на внешней, показной стороне сооружений, стали на путь откровенного «фасадничества».

Подобные взгляды стали приводить к тому, что построенные здания стали оцениваться по их внешним композиционным признакам, без учета экономии, практических удобств, а также без понимания того, что общественное значение различных объектов неодинаково. Так, стали появляться бани с портиками, дома с колоннадами, здания с высотными композициями, облицовка нижних этажей дорогостоящим естественным камнем и прочие излишества.

Постепенно основные принципы ансамблевой застройки — создание человеку максимальных удобств, обилия света, воздуха и зелени — стали забываться. В градостроительной практике сознательно стали стремиться к сплошной парадной обстройке улиц и магистралей (создание улиц-коридоров).

В застройке Архангельска излишества в архитектуре за эти годы не получили развития. Массовое малоэтажное строительство проводилось по типовым проектам, многоэтажные каменные жилые дома исполнялись в скромном архитектурном оформлении, только у некоторых общественных сооружений были применены классические портики, колонны, сложные карнизы, лепка (здание, занимаемое в настоящее время совнархозом, административное здание на ул. Энгельса, здание Облсовпрофа, кинотеатра «Мир»).

Всесоюзное совещание строителей, состоявшееся в конце 1954 года, положило начало историческому для советской архитектуры повороту в сторону ликвидации украшательства и пренебрежительного отношения к материально-технической основе строительства.

Коммунистическая партия и Советское правительство за последние годы сделали все для того, чтобы преодолеть недостатки в архитектурно-строительном деле, правильно ориентировали архитектурное творчество на полный переход строительного производства индустриальными методами, применение современных строительных конструкций заводского изготовления и широкую механизацию трудоемких процессов.

Следует упомянуть, что, мобилизуя зодчих на устранение излишеств и привлекая их внимание к вопросам новейшей строитель-
ной техники, экономики, к новаторству, партия и правительство указывали, что советские архитекторы в своей деятельности должны исходить из требований социалистического реализма, не совместимого со слепым копированием образцов архитектуры прошлого и в то же время с пренебрежительным отношением к архитектурному наследию.

Основой советской архитектуры должны быть: простота, строгость формы, привлекательный внешний вид, экономичность решений и забота о бытовых удобствах.

Таким образом, вопросы красоты, художественной выразительности архитектуры были и остаются важными для нашего общества, и поэтому борьба с излишеством вовсе не означает (как это думали некоторые архитекторы), что эстетические задачи советской архитектуры снимаются.

Работы по реконструкции города проектом планировки разделены на две очереди. Основной задачей первой очереди в соответствии с решениями Коммунистической партии и Советского правительства является максимальное развитие жилищного строительства и дальнейшее улучшение культурно-бытового обслуживания населения. Уже разработан подробный план реконструкции центра города, установлен порядок выполнения его, обеспечены детальной планировкой районы первоочередного малоэтажного строительства.

Проектирование и строительство жилых зданий должно основываться на принципе микрорайона. В каждом микрорайоне, рассчитанном примерно на 15 тысяч жителей (для многоэтажной застройки), будет создаваться своя сеть культурно-бытовых и общественных сооружений: школ и детских учреждений, кинотеатров и поликлиник, бань и мастерских бытового обслуживания, магазинов, спортивных площадок и т. д.

Разработка этих новых принципов застройки жилых кварталов приобретает особое значение, и потому сюда должен быть перенесен центр тяжести архитектурного творчества.

 

Массовое жилищное строительство требует решения ряда сложных (в неблагоприятных условиях нашего города) вопросов, связанных прежде всего с размещением новостроек. Для того, чтобы приступить в больших масштабах к завершению реконструкции исторически сложившихся, густо застроенных районов Архангельска, необходимо создать новый жилой фонд для переселения людей из ветхих домов, подлежащих сносу. Одновременно со строительством новых домов в больших объемах производится ремонт находящихся в эксплуатации домов.

Чтобы улучшить санитарное состояние города, в центре в ближайшее время начнет осуществляться единая хозяйственно-фекальная канализация по специально разработанному проекту, а в периферийных районах намечено закончить реконструкцию существующих и строительство новых хозяйственно-питьевых водопроводов. Общая площадь новых мостовых с усовершенствованным покрытием (гранитная шашка, асфальт) определена на первую очередь в полтора миллиона квадратных метров.

Наряду с расширением сети водопровода, канализации и городского транспорта, город получит два крупных банно-прачечных комбината, двенадцать бань в периферийных районах, шесть больниц (в том числе туберкулезную), диспансеры, родильные дома. В ближайшие годы будет закончено строительство комплекса зданий областной больницы.

В связи с перестройкой средней школы, тесной связи обучения с трудом, с практикой коммунистического строительства и приближения высшей школы к жизни, производству, планируется на первую очередь строительство двадцати новых школ (в том числе школ-интернатов) и реконструкция учебных корпусов медицинского и лесотехнического институтов. В ближайшие годы будут построены двенадцать новых клубных зданий со зрительными залами на 500—800 мест каждый. Значительно расширится городская киносеть за счет строительства новых кинотеатров, в том числе широкоэкранных.

Большие работы предполагается провести по реконструкции и архитектурному оформлению Архангельского областного драматического театра.

Начато строительство цирка на 2000 зрителей, для детей города будет построен театр юного зрителя и два Дома пионеров. Значительно расширится сеть библиотек.

Площадь общественных зеленых насаждений в период первой очереди застройки города будет доведена до 127 гектаров. Ближайшими объектами зеленого строительства приняты: Центральный парк культуры и отдыха на Смольном Буяне и районный парк в Ломоносовском районе на берегу Северной Двины. Для быстрейшего проведения работ по озеленению города создаются крупные питомники.

Для улучшения снабжения населения города продуктами питания и предметами широкого потребления Архангельский совнархоз в скором времени проведет реконструкцию рыбокомбината, обувной и трикотажной фабрик, построит новый мясокомбинат и молокозавод, кондитерскую и швейную фабрики. При лесозаводах будут создаваться новые мебельные цехи, в том числе мягкой мебели.

К первой очереди застройки города относится реконструкция центрального Поморского рынка, морского и речного портового хозяйства, строительство новых благоустроенных пассажирских вокзалов.

В ближайшее время в Архангельске будет строиться телевизионный центр со студией, предусматривается теплофикация и газификация города.

Для успешного решения этих задач создается соответствующая база местных строительных материалов и строительные организации, способные овладеть новейшей строительной техникой.

Для сведения в строительную практику Архангельска экономичных крупнопанельных сборных конструкций в районе Белой горы создается механизированный завод блоков и архитектурных деталей из силикатного кирпича, вводится изготовление блоков на реконструируемых кирпичных заводах, будут построены новые заводы сборного железобетона.

Для быстрейшего вытеснения из малоэтажного строительства столь дефицитного и опасного в пожарном отношении дерева создаются цехи по изготовлению известково-песчаных, силикальцитовых стеновых блоков, гипсошлаковых перегородок, а также по изготовлению цементного фибролита в качестве стенового заполнителя.

Старый Архангельск был малоэтажным деревянным городом, причем деревянная застройка имелась даже в центре, где она была запрещена еще генеральным планом 1794 года.

Новый проект планировки предусматривает резкое сокращение деревянного строительства с переходом на многоэтажную каменную застройку центра. Во всех районах культурно-бытовые и общественные здания будут строиться только из камня. Многоэтажная каменная застройка не только неизмеримо улучшит коммунальные удобства населения, но и позволит значительно сни-
зить стоимость строительства, не говоря уже о коренном улучшении состояния пожарной безопасности города.

Город разбит на зоны: многоэтажной каменной, двухэтажной смешанной и одноэтажной застройки, границы которых определены проектом планировки. В центральных районах зона каменного многоэтажного строительства займет территорию от Набережной им. Сталина до Петроградского проспекта включительно с одной стороны и от Кузнечевской предмостной площади до улицы Смольный Буян на Быку — с другой. Эта зона охватывает также прилегающие к улице Энгельса кварталы за пределами Петроградского проспекта. На всем протяжении от набережной до привокзальной площади улица Энгельса будет обстроена каменными зданиями с понижением этажности в направлении к вокзалу до трех этажей. Каменными зданиями будут обстроены по периметру улицы А. Попова и Выучейского, а на участке между этими улицами — и Обводный канал. Фасадная сторона Ленинградского тракта от улицы Смольный Буян до улицы Вокзальной относится к зоне каменной застройки.

План застройки квартала №116 центральной части города (до реконструкции)

 

Эскиз застройки квартала №116 центральной части города (после реконструкции)
1-здание медицинского института; 2-кинотеатр "Мир"; 3-многоэтажные жилые дома

 

В Соломбале в зону каменного строительства включены набережные рек Кузнечихи и Северной Двины, улицы Левачева, Терехина и Советская. Обстройка каменными зданиями некоторых магистралей, между которыми сохраняются кварталы с деревянными строениями, имеет основной целью обезопасить их в пожарном отношении.

Кварталы города, попадающие в зоны каменной застройки, подлежат реконструкции. Здесь прекращается строительство деревянных зданий, а существующие по мере амортизации заменяются многоэтажными каменными. В свою очередь в зонах двухэтажного строительства прекращается одноэтажная застройка. Многоэтажное строительство будет проводиться в первую очередь в прилегающих к набережной кварталах (включая проспект П. Виноградова).

Требующий капитально-восстановительного ремонта старый малоэтажный фонд города из этих кварталов будет переноситься в зоны двухэтажной застройки, а освобождаемые участки, уже оснащенные инженерными коммуникациями, займут новые многоэтажные здания.

В существующей планировке города, в том числе и в центральных его районах, имеются мелкие кварталы площадью всего два с половиной гектара.

При таких мелких размерах кварталов образуется излишне густая сеть улиц и переулков, соответствующее благоустройство которых привело бы к необоснованному удорожанию строительства. В целях экономии й в интересах безопасности и удобства движения проект планировки и застройки города предусматривает укрупнение городских кварталов с превращением некоторых старых улиц или во внутриквартальные проезды или в территории, предназначенные под детские площадки, озеленение. Так, например, четыре мелких квартала (между улицей Поморской, Серафимовича, Павлина Виноградова и Петроградским проспектом) будут объединены в один крупный квартал (общей площадью около двенадцати гектаров), с превращением тупиковой улицы Чумбарова-Лучинского и улицы Володарского во внутриквартальные проезды.

 

Большие работы будут проводиться по озеленению города и устройству парков и стадионов. Архангельск имеет мало зеленых насаждений и совершенно лишен природных зеленых массивов. Проектом планировки города принято к концу расчетного срока увеличить площадь общественных зеленых насаждений в три раза. Проектируется озеленение всей набережной Северной Двины и реконструируемых магистралей. В южной части центра города на берегу Северной Двины, в районе Смольного Буяна, создается центральный парк культуры и отдыха.

На территории канатной фабрики, сгоревшей во время Великой Отечественной войны, намечено устроить второй парк с крупными зелеными массивами. Участок этот с очень глубоким залеганием торфа (Печорская впадина) выбран для устройства парка, так как для капитального строительства он мало пригоден.

В Соломбале, в районе между проспектом Михаила Кедрова и улицей Красных партизан, предусматривается устройство центрального парка со спортивным стадионом, а на берегу реки Кузнечихи, в конце улицы Валявкина, — водной спортивной станции.

Новый парк и спортивный стадион проектируются также на берегу реки Кузнечихи, в поселке Соломбальского бумажно-деревообрабатывающего комбината.

Соломбала отграничивается от промышленных предприятий зелеными противопожарными и санитарными зонами — с севера 300-метровой, а с северо-востока— 1000-метровой ширины.

Во всех районах города промышленные территории отделяются от жилых массивов противопожарными и санитарными зонами с зелеными насаждениями.

Намечено создание трех загородных лесных парков. Один из них будет размещаться в районе Белой горы, в очень живописной местности, другой — в районе озера Холмовского и деревни Валдушки, третий — в Талагах. В этих же районах разместятся местные дома отдыха и санатории.

Для железнодорожной связи левого берега с правобережными районами города уже строится железнодорожный мост через реку Северную Двину.

По специальным детально разработанным проектам будет проводиться дальнейшее расширение в городе сетей канализации, водоснабжения, а также улучшаться энергоснабжение и дорожно-мостовое хозяйство.

Но прежде чем создать во всех районах города усовершенствованные постоянные мостовые и тротуары (асфальт, гранитная шашка), автострады, парки, а также проводить застройку новых районов, необходимо до конца преодолеть неблагоприятные естественные условия Архангельска. Проектом планировки города предусмотрено осушить все окраины как застроенные, так и предназначенные к освоению, а также провести глубинное осушение одного из сложных по грунтовым условиям участков центра — Печорской впадины.

Для защиты от наводнения обширных центральных районов города (Октябрьского и Ломоносовского) с высокой плотностью застройки существующая на северо-восточной окраине центра города железнодорожная насыпь будет превращена на всем протяжении в специальную дамбу, которая сомкнется на юге и севере с повышенной прибрежной полосой центра города и навсегда уничтожит опасность его затопления.

Сложные очертания и разрозненность островных и левобережных районов города исключают возможность применения здесь методов обвалования.

В этих районах все основные транспортные магистрали и улицы будут приподняты на безопасную для наводнений высоту. Новый мост через реку Кузнечиху и строительство железнодорожного моста через реку Северную Двину обеспечат возможность регулярной связи окраин с центром во время весенних наводнений. Снижение опасности этих наводнений будет обеспечиваться регулярной работой ледоколов, причем система ледокольных кампаний реконструируется при соответствующем углублении всех рукавов дельты Северной Двины.

Постепенно, по мере замены старого фонда и проведения нового капитального строительства, в вышеуказанных районах Будет проводиться подсыпка территорий.

Выбранное в свое время на красивом участке набережной место для основания Архангельска навсегда определило расположение его центра. Здесь, на Пур-Наволокском мысе, в XVI веке зародился город, отсюда началось его развитие.

С просторов Северной Двины открывается широкий фронт застройки набережной, а подковообразная форма береговой линии придает территории центра командное положение в плане всего Архангельска.

Набережная Северной Двины является любимым местом отдыха жителей города. В теплые летние вечера водные просторы могучей реки в сочетании со свойственным только северу богатством тонов золотисто-пурпурного неба и силуэтами стоящих на рейде кораблей оставляют неизгладимое впечатление. Набережная им. Сталина служит парадной магистралью и определяет лицо портового города.

Набережную с жилым массивом центра связывает улица Энгельса, которой в новом проекте планировки придается значение главной композиционной оси центральной части города. Украшенная аллеями и скверами, она пройдет до проектируемой по северо-восточной границе города железной дороги, которая свяжет левый берег Северной Двины со всеми правобережными районами Архангельска. В месте пересечения железной дороги с улицей Энгельса, расширяемой до 50 метров, намечается расположить центральный вокзал города с привокзальной площадью. Отходящие от этой площади в виде лучей улицы Госпитальная и Урицкого свяжут центральные районы города с новым вокзалом.

Проспект П. Виноградова сохраняет свое значение главной улицы города, где будут сосредоточены центральные общественные и административные здания. Расширить проспект на всем его протяжении не представляется возможным из-за существующей капитальной застройки, поэтому для улучшения движения транспорта здесь будет сохранено лишь автобусное движение, а трамвайную линию предполагается перенести на Петроградский проспект. Проект предусматривает расширить этот проспект на 40 метров.

Обводный канал превратится в благоустроенную озелененную магистраль с трамвайным движением. Осушительный канал будет заменен закрытым коллектором. Параллельно Обводному каналу, в районе нынешних Мхов, где вплоть до железной дороги намечено строительство жилых кварталов, пройдет новая транзитная автострада, которая соединит северные районы города с южными. В Кузнечихе эта магистраль вольется в Госпитальную улицу, а при подходе к Ломоносовскому району — в Ленинградский тракт.

Административный центр Ломоносовского района со сквером и парадным выходом на высокий красивый берег Северной Двины будет размещен в зоне Ленинградского тракта между улицами Кехотской и Первомайской. Связь этого района с железной дорогой будет осуществляться по улице, именуемой сейчас Вокзальной, подлежащей соответствующей реконструкции. При подходе улицы к железнодорожной линии проектируется строительство местного вокзала-павильона.

В связи с ростом промышленности Арханельска предусматривается создание нового. Варавинского района.

Большое место в архитектурно-планировочном формировании города занимает старейший его район — Соломбала. Большое значение придается застройке набережной Северной Двины и районного центра Соломбалы между улицами Челюскинцев, Терехина и Левачева.

Главными магистралями Соломбалы приняты выходящая на набережную улица Терехина и перпендикулярная ей новая широкая магистраль, проектируемая в районе улицы Советской. Эта магистраль будет служить въездом в Соломбалу из центра города по новому мосту через реку Кузнечиху, со строительством которого в 1956 году осуществилось трамвайное и автобусное сообщение между северными районами и центром города. По этой же магистрали пройдет в Маймаксу новая автострада.

Основными улицами Соломбалы остаются улицы Левачева, Красных партизан, Пионерская и проспект имени Михаила Кедрова.

На пересечении новой магистрали с улицами Валявкина, Терехина и Красных партизан проектируются площади.

Соломбала не имеет свободных территорий для строительства, связанного с перспективами дальнейшего развития района. Строительство здесь будет проводиться за счет реконструкции старых кварталов и замены преобладающей одноэтажной застройки двух-четырехэтажной. Небольшие и узкие кварталы, оставшиеся от бывшей Адмиралтейской слободы, будут укрупнены, что даст возможность использовать внутриквартальные пространства не только для хозяйственных целей, но и для озеленения и устройства детских игровых площадок. В связи с укрупнением кварталов часть старых улиц (Ярославская, Гуляева, Георгия Иванова и Прокушева) закрывается.

 

Территориально разъединенные ведомственные поселки обширного Маймаксанского района (Северной, Средней и Южной Маймаксы) связываются с центром города автострадой, двухколейным трамваем, проходящим через Соломбалу, и пригородными поездами — по новой железной дороге, а в летнее время — дополнительно с помощью речных теплоходов. Центр создается в Средней Маймаксе. Живописно расположившийся по берегам реки Повракулки парк культуры и отдыха будет значительно расширен. Две взаимно перпендикулярные улицы с пересекаемой ими площадью создадут композицию планировки центра Маймаксы. Одна из этих улиц соединит рабочую Маймаксу с вокзалом пригородного сообщения.

Левобережные районы города (Исакогорка, Цигломень, Кегостров), территориально разобщенные дельтой Северной Двины, получают самостоятельные архитектурно-планировочные решения, соразмерно соподчиненные планировке центра.