Сообщения путешественников XVI-XVIII веков
Глава III Описание Архангельска. Изобилие в жизненных припасах.
Доход от таможен и проч. Царь имеет прекрасное место для постройки кораблей в получасе от Архангельска, на северо-запад от него; оно расположено очень приятно, вне большой дороги. Все корабли, приходящие в город и выходящие из него, проходят через него. Тут находилось много кораблей на якорях, поджидавших другие корабли, возвращавшиеся на родину в то время, когда я снимал это на изображение под ч. 1023. На реке у оконечности берега можно видеть корабль совершенно готовый, но палуба которого еще не окончена. Селение в стороне, обозначенное буквой Б, называется Соломбаль (Strambol). Что до города Архангельска, то он лежит на северо-запад от Московии, на северо-восток от р. Двины, впадающей в Белое море в шести часах от него. Город расположен вдоль берега реки на три или четыре часа ходьбы, а в ширину не свыше четверти часа. Главное здание в нем есть палата, или двор, построенный из тесаного камня и разделяющийся на три части. Иностранные купцы помещают свои товары и сами имеют для помещения несколько комнат в первом отделении, находящемся налево от реки. Здесь же помещаются и купцы, ежегодно приезжающие сюда из Москвы и выжидающие отъезда последних кораблей, возвращающихся в свое отечество.
Иностранцы, которые приезжают сюда каждый год, останавливаются там же; но спустя некоторое время после отплытия их кораблей, бывающего обыкновенно в октябре месяце, они помещаются в других местах где-нибудь до времени возвращения их в Москву в ноябре и декабре месяцах, когда дороги сделаются удобными для езды по снегу на санях и лед окрепнет до того, что можно переезжать по нем реки. Входя в эти палаты, проходишь большими воротами в четырехугольный двор, где по правую и левую сторону расположены магазины. Наверху длинная галерея, на которую ведут с обеих сторон лестницы; здесь по левую сторону находятся покои, о которых было говорено сейчас. Во второе отделение вход через подобные же ворота, где находится другая палата, в конце которой дума (Raethius) со множеством покоев. Несколькими ступенями восходишь на длинную галерею, где на левой руке помещается приказ, или суд, а внизу его дверь, выходящая на улицу. Судебные приговоры исполняются в этой же палате, за исключением приговоров над лицами, осужденными на смерть, исполнение коих производится в различных местах, указываемых в самих приговорах. В этом дворе хранятся вещи, принадлежащие его царскому величеству, сложенные во множестве деревянных и отчасти каменных магазинов (складов), собственно для того и устроенных, но которыми пользуются и иностранные купцы. Третьи ворота ведут опять в особую палату, назначенную для товаров русских людей, в которой и купцы, хозяева этих товаров, также имеют помещения для себя, но не так удобные, как покои наших купцов. Улица перед палатой довольно просторная и доходит до реки. Летом, когда сюда приходят корабли, строятся два больших бревенчатых моста, продвигающихся в эту реку, для удобства переноски товаров, выгружаемых и нагружаемых во всякого рода суда. Барки, служащие для перевозки хлеба на корабли, довольно большие. Кремль, в котором живет правитель (воевода), содержит в себе лавки, в которых русские во время ярмарки выставляют свои товары. Кремль окружен бревенчатой стеной, простирающейся одной частью до самой реки. Что до зданий, все дома этого города построены из дерева, или лучше сказать из бревен, необыкновенно на вид толстых, что кажется чрезвычайно странным снаружи для зрителя.
Однако же есть и хорошие дома внутри, снабженные порядочными покоями, в особенности принадлежащие иностранным купцам. Стены в этих зданиях гладкие, обшитые красиво тоненькими дощечками, и бревна в них служат отчасти лишь поддержкой строения. Гладкая сторона всегда находится потому внутри, а неровная — вне. В каждой комнате обыкновенно одна печь, затопляемая снаружи. Печи эти большей частью очень большие и устроены таким образом, что они не только не безобразят, напротив, составляют украшение комнаты, так как они изящно сделаны. Купцы заморские, как называют обыкновенно иностранных христиан, проживающих здесь, содержат в домах своих такую чистоту и опрятность, какую находим мы у наших значительнейших людей, и комнаты их наполнены картинами и рухлядью очень хорошей. Улицы здесь покрыты ломаными бревнами и так опасны для проходящих по ним, что постоянно находишься в опасности упасть.
Вдобавок в городе находятся беспорядочно разбросанные развалины домов и бревна после пожара. Но снег, выпадающий зимой, уравнивает и сглаживает все. В этом городе есть две церкви для богослужения (церкви других исповеданий, не православных): одна реформатская, а другая лютеранская, в которых два раза по воскресеньям говорятся проповеди. Они отстоят недалеко друг от друга на берегу реки. Проповедник (пастор) живет тут же, подле церкви, и кладбище, на котором хоронят покойников, так же как и у нас, расположено между жилищем и церковью.
В продолжение зимы в церквах этих служение не совершается по причине весьма жестокого холода в них, а отправляют службу в одном из покоев пастора, назначенном для этого и хорошо отапливаемом. <...> Что до главного управления, то прежде начальник имел в этом городе во всем неограниченную власть, но в прошлом году управление здесь изменено и установлены четыре выборных бургомистра, из коих 1-й живет в городе, 2-й — в Колмогорах и двое последних в местах окрестных. Таким образом, теперь власть правителя простирается только на войско, бургомистры же ведают управление гражданскими делами. Сюда ежегодно приезжает главный таможенный смотритель ко времени прибытия товаров — для охранения доходов, извлекаемых Его Царским Величеством из торговли, а также для закупки вещей, потребных для двора его. Этот таможенный начальник имеет четырех пособников, или помощников, отправляющих службу его в его отсутствие и называющихся «гостиные сотни», т. е. выборные, из которых избирается и самый таможенный начальник. Кроме того, из народонаселения берут несколько человек, число которых не определяется, и размещают их по городам и селениям. Люди эти обязаны трудиться в продолжение года без всякого вознаграждения и повиноваться приказаниям таможенных начальников и их помощников по отношению ко всему тому, что касается доходов великого князя. Для этого их рассылают по всем местам и дают им войско на случай надобности, чтобы препятствовать тайному провозу запрещенных товаров и задерживать тех, которые производят оный. По прошествии года их сменяют другими.
Начало города Архангельского
Размножившийся на севере с иностранцами торг заставил помышлять россиян о лучшем пристанище приезжим кораблям, и выбрано было сие место по течению реки на правом берегу около Архангельского монастыря, на урочище, Пур наволок (мыс) называемом, от устья двинского за 30 прежних, ныне же вдвое полагаемых противу того верст. Присланные из Москвы начальники в 1584 (7092) году на помянутом месте в один год основали город.
Что вышеупомянутая причина, то есть торг с иностранными, понудила построить город Архангельский, кроме ясного понятия, доказывает грамота, в 1587 году данная, в коей между прочим следующие находятся выражения: «И жити им (говорится о новых переведенцах) на посаде, в новом Холмогорском городе торговать, а корчемного питья и блядни, и приезду лихим людям у себя не держати, и никаким воровством не воровати, а с немцы приезжими не дружити, и товаров у них заморских на встрече и у города таем не покупати, и в государевых ни в каких делех хитрости ни чинити».
Первое городское строение
Первое городское строение состояло токмо в деревянном остроге. Город в начале назван Новохолмогорским и сие название в приказных делах далее 1610 года употребляемо было, что из разных грамот тогдашнего времени видно. Но жители нового города, без сомнения по монастырю Архангельскому, город свой не только называть, но и писать в челобитных своих начали городом Архангельским. По чему сие название вскоре вошло в общий обычай, и потом в судебные места; ибо последнее сие наименование видно уже в грамотах 1613 (7121) года. Окольная монастырская или городовая земля за острогом назначена под посад, и жителей туда с обеих двинских половин, из разных волостей и посадов, 130 семей, в
1587 году приписано тогдашним на Двине писцом, князем Василием Андреевичем Звенигородским, который в следующем
1588 году упоминается первым на Двине воеводой. Первые посадские жители пожалованы были на пять лет от всяких податей свободою; и в то время назначено им выстроить себе на новом посаде домы, а впредь велено им дань, чем они с дворов своих обложены будут, платить собою, не соединяясь для платежа податей и служеб в общие раскладки на Холмогорах других двинских посадов и волостей. Таким образом право особое горожане получили в рассуждении податей и служеб по своему посаду.
Но сие горожан облегчение возбудило зависть и ревность в соседях их холмогорцах, которые в разные времена на Москве и двинским воеводам, челобитьем покушались горожан к себе привлечь в соединение податей и служеб, кои от времени до времени в посадах их умножались; но успеха в том не было им даже до 1696 (7204) года, в котором июля 31 дня особливой из Москвы на их прошение грамотой означенное городское право отменено, когда уже и в самом деле холмогорское купечество пред прежним умаляться, а городское возвышаться начало.
Число первого строения в городе
О первом населении города Архангельского в рассуждении числа публичных строений и домов обывательских, других известий не находится, кроме описи, в 1623 или 1624 (7130, 7131) годах сделанной, около 40 лет после основания города, при третьем писце на Двине Мироне Вельяминове. Помянутой описью доказывается, что в тогдашнее время нарочито уже город был пространен и находилось в нем следующее строение, кое все было деревянное: во-первых, стоял на берегу острог или крепость, окруженная с трех сторон рвом. Остатки оного еще и поныне видны, большей частью превратившиеся в болото, находящееся близ церквей: соборной Троицкой и Воскресенской. В остроге сверх монастыря Архангельского находился двор воеводский, двор городового приказчика, 3 двора монастырей: Соловецкого, Сийского и Николаев-скаго, 100 избушек и 11 амбаров обывательских, для осадного времени построенных. Вне острога, с верхней стороны по течению реки, церковь Преображения Господня с приделом святого Николая стояла на берегу, с нижней стороны между острогом и гостиными дворами — две церкви Воскресения Христова и святой мученицы Параскевы. Затем два гостиные на поклажу товаров двора: русский и немецкий. В первом 80 амбаров нижних и верхних государевых и 15 амбаров разных городов торговых людей. Внутри и около сего двора 32 лавки, принадлежавшие иногородным. На другом гостином дворе, немецком, казенных верхних и нижних 86 амбаров, 2 стенные, 30 тесовых и 2 подызбные амбара торговых немцев, большей частью голландцев, 2 амбара торговых людей пред гостиными дворами. Тут же таможня, 2 важни, кабак, квасной откуп, баня, еще два кабака на посаде. На посаде же между гостиными дворами и немецких людей домами 70 лавок, из коих 16 горожанам, 31 холмогорцам, 17 стрельцам и пушкарям, а остальные посторонним людям принадлежали. Около Преображенской церкви 17 лавок церковных и 10 келий, где старцы жили; дворов белых 35, между оными съезжая изба (канцелярия) [и?] земский двор для советов и исправления дел гражданских к публичным строениям принадлежали; прочие же государевых служителей, приказных и военных людей, а более затинщиков и пушкарей, к тому же воротников и вождей корабельных (лоцман). Тяглых домов посадских 113, семь дворов иноземческих, и на оных амбаров 21, из коих 2 двора английских гостей, 13 голландских, а остальные двух московских немцев. Всего 153 двора. 1 двор английской прядильной канатной, 10 кузниц и 2 мельницы.
Подати государевой по сошному письму с тяглых русских дворов 40 рублей 30V4 копеек; с 32 лавок, приезжим принадлежащих, оброку 130 руб. 67 коп. С 70 лавок городских жителей оброку 37 рублев 10 коп. С кузниц 2 рубля 16 коп.
С мельниц 101/2 копеек, с рыбных окологородных ловель 19 копек. Всего городового казенного по оным доходам сбора 209 руб. 51 V4 коп- Для пошлинного и питейного сборов приезжие на архангелогородскую ярмарку из Москвы выборные и таможенные головы собирали и с остальных кладовых амбаров оброк, в помянутую опись не включенный.
Перемены, случившиеся в городе
Такое первоначальное было состояние города и городских казенных доходов. Но в последующие годы претерпел город великие перемены в своем строении, что более от частых пожаров или зажигателей случалося и о коих Двинский летописец повествует.
1637 (7145) года половина острога сгорел и весь Архангельский монастырь в крепости. После чего монастырь построен вновь за версту повыше, на урочище, именуемом тогда Нячоры, где он и по сие время находится.
1664 (7172) года сгорела церковь Преображения Господня, от которой многие дома посадские и все стрелецкие улицы погорели.
1667 (7175) года мая 17 дня в праздник Господня Вознесения от приключившегося пожара в пустом амбаре мясного ряда тот ряд, иноземческие домы, гостиные русский и немецкий дворы, таможня, церкви Воскресенская и святой мученицы Параскевы, к тому же у русских амбаров и лавки превращены в пепел.
После сего пожара в 1668 году начато каменное строение новых гостиных дворов на прежнем, где старые стояли, месте. Здание сие чрез 16 лет продолжалось и совершено в 1684 году; оно и по сие время еще стоит, но уже ветшать начинает, а особливо на крепостных стенах башни.
Такое было состояние города Архангельского от начала его заведения; но как торг с иностранными был главной причиной его населения, то и о первобытном состоянии архангелогородского купечества сказать должно. Но о сем Двинский летописец нимало не упоминает, однако из других обстоятельств ведомо, что горожане частию лавочным торгом, частию от постоев, во время многолюдного съезда на ярмарку купцов, из внутренних российских городов приезжающих, также и от разных работ пропитание себе получали. Больших торгов распространять они не старались и не могли, потому что портовый торг уже и тогда большей частью был в руках у поселившихся иностранцев, коим приезжие купцы все свои товары продавали. Из разных свидетельств не излишнее будет дело привести здесь в пример челобитную жителей города Архангельского, тогдашнее их состояние изъясняющую, которая есть следующего содержания:
(Челобитная, доказывающая промыслы архангелогородцев) Царю Государю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя России Самодержцу бьют челом сироты твои Архангельскаго города соцкой Прошко Онфимов Городчиков и все посадские людишки Архангельскаго города; жалоба ГОСУДАРЬ нам на торговых иноземцов Голанские и Амбурские и Бременские земель: живут они иноземцы у Архангельсково города с нами сироты твоими посадскими людишками в ряд, и поставились они иноземцы своими выставочными дворами на наши на тяглые места, а на твои Великаго ГОСУДАРЯ гостиные торговые дворы, которые у Архангельскова города оне иноземцы дворами своими неставились и теми своими выставочными дворами они иноземцы тех земель нашу искони вечную мирскую дорогу заперли, и скотишку нашему на мирскую искони вечную дорогу от их дворов учинился запор, и проходу скотишку нашему нет, и нам сиротам твоим для дороги проходу нет, и прохожей мост они разломали и разбросали, а числом у них иноземцов выставочных дворов на наших тяглых местах у Архангельсково города восьмнадцать, а дворы, ГОСУДАРЬ, они иноземцы поставили с анбарами и с погребами и с выносными поварнями, мерою под двором по сороку сажен и больше. Да с нами ж, ГОСУДАРЬ, сироты твоими поставилися в ряд иноземец Яков Романов Снип, возле наши мясныя лавки двумя анбары, да иноземец Вахрамей Иванов поставил за мясными нашими лавками поварню с речную сторону для ради топ-ленья говяжья сала и кожного сушенья, и тем они иноземцы Яков да Вахрамей наши мясныя лавки заперли, а от Вахрамеевы поварни нам сиротам твоим со скотишком к мясным лавкам приезду и проходу нестало, и тем запор учинили. И тех, ГОСУДАРЬ, земель иноземцы выставочные свои дворы и анбары и погребы, и поварни отдают в кортом (в наем) своей братьи торговым иноземцам, и тем они иноземцы корыстуются. А мы, ГОСУДАРЬ, сироты твои бедные людишка от тех выставочных дворов и анбаров и погребов и поварен в конец погибли, обнищали и одолжали великими долги, что оне иноземцы завладели нашими тяглыми месты. А твоих, ВЕЛИКАГО ГОСУДАРЯ, податей с нами сироты твоими с тех наших тяглых мест вряд не платят, да оне же иноземцы розъезжают по волостям и покупают у волостных крестьян скот и рыбу и всякой харч, и тем они иноземцы покупкою своею нас сирот твоих изгоняют, а твою, ВЕЛИКАГО ГОСУДАРЯ, теми отъезжими торги с волостными крестьяны они иноземцы пошлину обводят и пошлины не платят, а у нас сирот твоих не покупают. А у нас, ГОСУДАРЬ, сирот твоих никаких больших торгов нет опричь мяса и рыбы и всякаго харчу, и от того мы сироты твои от них иноземцов в конец погибли. Милостивый Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайловичь всея ве-ликия и малыя и белыя России самодержец, пожалуй нас сирот твоих вели, ГОСУДАРЬ в том свой ЦАРСКОЙ милостивой Указ учинить, и вели, ГОСУДАРЬ, им иноземцам с тяглых наших мест, что под их дворами, твои ВЕЛИКАГО ГОСУДАРЯ всякия подати с нами сироты твоими в ряд платить, что бы ГОСУДАРЬ нам сиротам твоим от их выставочных дворов, и от дорожнаго и лавочнаго запора, и что завладели под дворы нашими тяглыми месты и отъезжими их торги по волостем разъезжаючи в конец не погибнуть и достальным бы людишкам врознь не розбрестись. ЦАРЬ ГОСУДАРЬ смилуйся пожалуй.
К сей челобитной Архангельскаго города Спаской поп Иванище Романов вместо посадских людей Архангельскаго города, детей своих духовных, руку приложил К сей челобитной Архангельскаго города соцкой Прошко Онфимов руку приложил.
К сей челобитной вместо отца своего Федора Андреева, по его велению, сынишко его Васька руку приложил.
К сей челобитной Кандрашка Игнатьев руку приложил.
К сей челобитной Матюшка Дмитриев Ваганов руку приложил.
К сей челобитной Петрушка Корнилов руку приложил.
К сей челобитной Федка Миронов руку приложил.
На обороте.
172 году Марта в 11 день дать Государеву грамоту на Двину к окольничему и воеводе, велеть про то сыскать, и буде живут на тяглых дворовых местах, а ставили дворы без Государевых грамот, и теми дворами учинили им тесноту, и которыми дворами учинили, те дворы велеть снесть, а которым дворам быть можно, а поставлены на тяглой земле, тем с дворов своих велеть платить тягло в мир сверьх оброку, буде оброк платят.
Вот вся сокращенно представленная архангелогородская древность; теперь следует объявить нынешнее города Архангельского состояние. Но прежде нежели я приступлю к оному, вмещу наперед законы, данные великим Ярославом сыном Владимировым, которые отысканы в окольностях города Архангельского и которые, по мнению моему, достойны избавлены быть от общего забвения. Они состоят в следующем:
В имя отца и сына и святаго духа. Се Аз Князь великий Василей нарицаемый Володимер сын Святославль унук Игорев блаженныя Ольги, усприал есмь крещение святое от
Греческих Царей Костантина и Василья, и Фотея Патриарха узях перваго Митрополита Михаила на Киев и на всю Русь, иже крести всю землю Рускую. И по том летом минувшим създах церковь святую Богородицу, и дах десятину к ней со всей земли Руской Княжения от всего суда 10-тый грош и с торгу 10-тую недилю. Из домов на всякое лето 10-е всякаго стада 1 всякаго живота чудной матери Божии и чудному Спасу. И по том возрех в Греческии номоканун и обретох, в нем яже не подобает сих тяж и судов судити Князю ни бояром ни судьям его, и сгадав Аз с своею Княгиною Анною, и с своими детми, дал есмь святой Богородицы и Митрополиту и всем Епископом, а ты неступают ни дети мои ни унуци мои, ни род мой в люди церковныя и во все суды, и по всем городом дал есмь и попогостом и посвобо-дам, где крестьяне суть, а кто уступит на мое дание, суд мне с тем пред Богом, дал есмь роспуты смилное заставание, умыкание, пошибание помежи мужем и женою о животе или о племени или о сватовстве поимутся, ведство, урека-ние, узлы, зелье, еретичество, зубоядение иже отца и матерь бьют, или сын и дочи бьется, иже истяжутся о задници, Ми-трополичи люди церковны, игумен игумениа; поповичеве, чернец, черница, дьякон дьякановая, проскурница, пономарь, вдовица, калика, сторонник, задшный человек, прикладник, хромец, слепец, дьяк и вси причетницы церковный, аще кто их внидет ввину, судити тех Митрополиту и Епископом опричи мирян
Главнейшие места, Архангелогородской губернии
...
Самый город Архангельский совсем иной пред вышеописанным имеет вид. Его можно разделить на три части, из коих первая с приезда настоящий составляет город, и по положению места, окруженного отовсюду болотами, в две, а инде и в одну улицу построен. В сей части живут правители и лучшие люди, как то: губернатор со своими товарищами, епископ и все купечество; за сим следует небольшим пространством отделенное селение, Куз-нечихой называемое, в коем живет обер-комендант с подчиненными ему батальонами. За третью часть города надобно считать остров, окруженный Двинскими проливом, Кузнечихой прозываемым, Двиною рекою и выходящим из нее протоком, известным там под именем речки Маймак-сы. Третью сию часть населяют адмиралтейские служители и их начальники, и строятся тут военные корабли из лиственичного дерева.
Строение во всех частях города Архангельского деревянное; да и самые улицы, для болотистого места устланы деревянным мостом. Церквей каменных восемь, да три деревянные, одна лютеранская каменная и одна реформатская деревянная. Архангелогородского российского купечества по ревизии считается 964 души, да 7 контор купеческих иностранных. По сему архангелогородское купечество можно разделить на две статьи; то есть на таких, которые как городские, так и купеческие тягости несут, на таком же основании, как и купцы других городов, куда принадлежать российские купцы; напротив того иностранные от всех купеческих тягостей, кроме пошлины таможенной, свободны. Сверх сего многие из них достают себе право купцов английских и им пользуются, хотя они большею частью архангелогородские уроженцы. Сии права и выгоды иностранных купцов сделали их главой архангелогородского купечества, и весь главный заморский отпуск состоит, так сказать, в их руках.