Правда Севера. 5 октября 1990 года.

Первый джазовый фестиваль отмечен девятью строками в Летописи города Архангельска. А его инициаторам — группе «Архангельск» во главе с Владимиром Резицким — целых тридцать страниц посвятил Берт Ноглик в своей книге о выдающихся джазовых музыкантах. Дни джаза — событие. И для Архангельска, и для страны, и, надеемся, будут событием для всего музыкального мира.

В третий свой приезд в Архангельск Петр I жил на Марковом острове, руководя строительством крепости, в специально построенном для него доме. Как же выглядел этот деревянный, приземистый «дворец» Петра? Это был дом из трех комнат, передней, кухни и коридора. Позади к зданию была прирублена еще одна комната с шестью окнами. Высота комнат немногим более сажени (1 сажень = 2,13 метра) и поднятая рука достает потолок; в двери приходилось входить нагибаясь. Рядом находилась вестовая (сигнальная) пушка.

Какова судьба этого «дворца»?

Архангельское Общество изучения Русского Севера.

Анкета о влиянии войны на жизнь населения Архангельской губернии.

В настоящее время Россия переживает события исключительной важности. Россия участвует в войне, какой еще не бывало по количеству сражающихся, по числу жертв, по производимым расходам. Это грандиозное событие невольно захватило всех и отразилось даже на жизни лиц, не принимающих в нем непосредственного участия...

Важно знать и теперь же записать все самое интересное и существенное о том, как отразилась великая война на нашей жизни.

Я. Е. Макаров, предполагающий построить электрический трамвай в г. Архангельске, произвел 28 декабря 1912 г. учет городского уличного движения с 7 час. утра до 9 ч. вечера. В основу учета была положена цель получить общую картину движения и, в частности, определить значение Соломбалы для пассажирских перевозок по трамваю. Пунктами, которые наиболее резко характеризуют движение согласно местным условиям, надо считать:

Летопись "Двинской летописец":

В лето 7144 (1636). Сентября к 19 числу был пожар велик. В нижней половине загорелся двор у Якушки Шарапова колачника. И от того двора погорели многие посадских людей дворы, и воеводский двор, и съезжая и таможенная избы, и ряды, и гостин двор, и церковь Сретепия пресвятыя Богородицы, и иконы Владимирския. И после пожару воевода стал на Морошкин двор на нижном же посаде.

Летом 1925 года архангелогородцы, жившие в районе Кузнечихи, наблюдали необычную картину: над городом кружил небольшой зеленоватый биплан. С земли он походил па сказочного «конька-горбунка», несущего своего хозяина «на море-окиян». В одном из пилотов старожилы сразу узнали своего земляка Д. М. Вершинского.

Речь пойдет об одном из наиболее крупных предпринимателей России первой половины XIX века, четвертом среди крупнейших купцов империи того времени. Масштабы деятельности его фирмы не ограничивались только Севером, эта фирма пользовалась уважением и доверием в США, Англии, Латинской Америке...

Бурное развитие экономики Европейского Севера нашей Родины потребовало дальнейшего улучшения транспортных связей, совершенствования технической оснащенности и повышения уровня эксплуатации флота Северного пароходства. Отдаленность пароходства и его предприятий от научных центров страны осложняла их работу по повышению эффективности производства и интенсификации морских перевозок.

Создание а 1973 году Северного отделения ЦНИИМФа в Архангельске служит делу укрепления связи науки с производством.

В Соломбальском районе Архангельска на берегу Северной Двины стоит дом. Теперь он хорошо известен здешним мальчишкам и девчонкам. Тут размещается спортклуб "Юный судоремонтник" в котором с удовольствием занимаются дети рабочих судоремонтного завода "Красная кузница", ребята Соломбалы. На фасаде здания — красочная эмблема клуба, у входа висит расписание занятии и приглашение...

Есть на Севере, в Архангельской области, место которое дорого каждому русскому человеку. Это Холмогоры. Здесь родился наш великий соотечественник — Михаил Васильевич Ломоносов. Но не все знают, что старинное село Холмогоры в давние времена являлось в этих краях центром морской торговли и судостроения, что отсюда пошли многие династии мореходов-поморов. Не случайно именно здесь в 1781 г. учредили мореходную школу. Вскоре ее перевели в Архангельск, где с перерывом в несколько десятков лет она существует и поныне, получив в 1944 г. свое настоящее название — Архангельское мореходное училище.

«Присутствие лоцмана на судне не освобождает шкипера от ответственности по управлению оным согласно указаниям лоцмана». Уст. Торг. 1903 г. ст. 359.

Зарождение лоцманского института относится к 1653 году, когда впервые по Царскому указу было разрешено крестьянину Архангельской губернии Вознесенского прихода Ивашко Хобарову приводить к Архангельскому порту и отводить в море «торговые разных земель корабли». Таким образом лоцманский, или как в древности назывался «вожевой» промысел, возник в Белом море, в Вознесенском приходе, который был расположен на острове реки Двины, ниже Архангельска и Соломбалы. Впоследствии здесь образовалось целое поселение лоцманов, известных в то время под именем «корабельных вожей».

В конце декабря этого года телерадиокомпании "Поморье" исполняется 50 лет. В преддверии праздника, журналисты решили порадовали своих зрителей серией репортажей "Летопись полувека". В этих зарисовках часто проскальзывали виды нашего города. В ролике, представленном ниже реализована идея объединить их в одно место.

Архангельские городские известия (август, сентябр, октябрь 1914 года)

2-го сентября 1914 года, после продолжительной и тяжкой болезни скончался бывший Городской Голова Я. И. Лейцингер.

Архангельск в деле ассенизации отстал от очень и очень многих городов. Даже о более сносном устройстве выгребов и вывозе нечистот мы можем только мечтать.

В заседани Городской Думы 22 ноября минувшего, 1913 года, при обсуждении доклада об отдаче в аренду мест для различной торговли был поднять вопрос о невозможном гигиеническом состоянии городского рынка и о необходимости полного его переустройства, в целях общего упорядочения торговли.

В конце 1912 г. Архангельскою Городскою Управою, с целью обследования состояния общественного призрения в городе в 1911 году, разосланы были опросные листы во все благотворительные, просветительные и лечебно-вспомогательные общества.

Очень часто, после смерти человека, общество осознает постигшую его утрату. Отдавая дань памяти, мы понимаем, что такого человека больше не будет. Об одном из таких людей пишут Архангельские городские известия: