Негативы любезно предоставил Евгений Мусорин. Всего в этой публикации 19 фотографий. В том числе, и в большом разрешении.

Одним из результатов прошедшей в музее Художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова выставки 'Вспышки памяти', которая была организована сайтом Старый Архангельск и ЦСИ Архангельск, стало то, что Евгений Мусорин поделился своим архивом негативов, отснятых им во время работы в Северном Морском пароходстве. Более 1500 фотографий в хорошем разрешении будут выложены в свободном доступе.

Сегодня - первая публикация из серии Фотолетопись СМП. Все фотографии доступны в хорошем разрешении. На некоторых интересно порассматривать груз на палубе. Например, на палубе Владимира Тимофеева:

 

14 марта исполняется 8 лет проекту Старый Архангельск. Вот уже 8 лет мы вместе открываем для себя родной город.

В честь дня рождения, а так же в связи с новыми возможностями сайта по размещению больших фотографий, предлагаю Вашему вниманию карту полицмейстера Ускова в полном размере. Надеюсь, что Вы тоже сделаете сайту подарок, поделившись этой новостью в социальных сетях.

Огромная благодарность Татьяне Семеновой за предоставленный в дар выпускной альбом.

Все фотографии можно скачать в большом разрешении.

В период своей жизни, сам трамвай был всегда на виду. Но велась работа, которая не была видна обычному пассажиру. Благодаря фотографиям, мы можем увидеть, как выглядела скрытая сторона жизни архангельского трамвая.

За ремонтом контроллера в электромеханическом цехе. 1960 год.

По ссылке, клик на снимок открывает оригинальное изображение

Мудьюгская и Анзерская спасательные станции открыли свои действия в начале мая месяца.

Случаи оказанной с Мудьюгской станции, помощи были следующие: 30 Августа, около 6-ти часов вечера, при сильном ЮЗ ветре, вахтенным гребцом усмотрен был флаг крушения на ладье, стоявшей на баре с догрузом теса. Атаман с 6 гребцами немедленно выехал на вельботе и сняв с судна лоцмана, свезённого на ладью с мимо проходящего коммерческого судна, и 3-х человек команды, возвратился на станцию. Кормщик-же этой ладьи, крестьянин Пригунов не пожелал съехать на берег, сказав, что он лучше погибнет, но не оставит без себя судна. Свезённые люди, переночевав на станции, на другой день, при стихнувшем ветре, были доставлены на судно, которое благополучно отстоялось на якорях.

Смотритель Мудьюгского маяка Поручик Хозяинов донес, что 13 Октября, при сильном западном ветре, прошло через бар в море коммерческое судно «Бриг». Несколько часов спустя, судно это воротилось и стало на якорь у железных ворот, в 12 верстах от станции. В ночь на 15 Октября, при скрепчавшем ветре, показался на судне сигнальный огонь, но вскоре был скрыт. С рассветом-же на судне был поднят лоцманский флаг, но при сильно скрепчавшем ветре и бурунах у станции, лоцманам положительно не было возможности выехать к судну на своем карбасе, почему смотритель Хозяинов предложил атаману стации Климцову доставить на судно лоцманов на спасательном вельботе. Атаман, не смотря на сильные буруны у берегов, тотчас-же распорядился спустить вельбот на воду и взяв с собою 6-ть человек гребцов и двух лоцманов отправился к судну. Благодаря полной отваге атамана и распорядительности при управлении вельботом на таком громадном волнении лоцмана благополучно были доставлены на судно, которое под управлением их достигло Лапоминской гавани.
Случай этот тем более достоин внимания, что если бы не отвага атамана, то судно, не имея лоцмана, не могло идти чрез бар и должно было бы терпеть полное крушение, к чему шкипер судна вполне уже приготовился, расклепав обе цепи и приготовив к срубке мачты.

Архангельск разделяется рекою Кузнечихой на две части, город собственно и Соломбалу, или Соломбальское селение, где находятся дом Главного Командира Порта и Адмиралтейство со всеми заведениями. Купеческая гавань, для приходящих к здешнему порту кораблей, также находится при этом селении.

В феврале 1951 г. Архангельский Трамвай получил 20 трамвайных вагонов из г. Москвы и в том числе моторных двухосных серий "Ф" - 10 штук и прицепных четыреосных серии ”КП" - 10 штук. Такой большой партии трамвайных вагонов Архангельск единовременно не получал еще не разу. Задача состояла в том, чтобы быстро выгрузить трамвайные вагоны с железно-дорожных платформ, не допуская простои последних и так-же быстро перевезти трамвайные вагоны через р. Северную Двину, т.к. к весне ледовый покров становится ненадежным.

Река Северная Двина между городом Архангельск и жел.дор.станцией Архангельск имеет ширину до 1 км. и берега возвышается над уровнем льда на 3-4 метра. Кроме того в зимнее же время нужно было перевезти 3 трамвайных вагонов в Соломбалу, через рукав Северной Двины в реку Кузнечиху и 2 вагона перевезти в город из Соломбалы на плановый ремонт.

Авторы: Гельфонд, Цвирко, Блинов

Существовавший по 1951 год деревянный трамвайный мост через р. Соломбалку длиной 64 метра, смешанной ригельно-подносной и треугольно-подносной системы, эксплуатировался в течение 22 лет. В результате чего пришел в полную ветхость и требовал немедленного ремонта и реконструкции.

С учетом технических обоснований проект нового моста предусматривал перевод его в балочную систему с понижением отметки против старого моста на 2,2 метра.

Творческая бригада по НОТ:

Минин, Сибирцев, Козлятникова

Архангельск, 1970 год.

1. Из истории применявшихся методов выгрузки и транспортировки трамвайных вагонов разных типов в г. Архангельске.

Подвижникам трамвайного управления г. Архангельска за многие годы эксплуатации довелось применить немало методов выгрузки вагонов с железнодорожных платформ, использовать разные участки и разные грузоподъемные механизмы.

Так, к примеру, использовался причал ВОД ТЭК Сурпа на левом берегу реки Северной Двины. Мощный плавкран (грузоподъемностью Р=15 тонн) использовался для снятия вагонов типа КТМ 1-2. При этом один вагон КТМ ставился на площадку-палубу плавкрана, а второй вагон стропился на стреле крана.

Надпись на обратной стороне:

На память дорогой подруге Вале Федоровой
Дарю тому кого люблю
г. Архангельск, 6/17-41г.
Куликова В.К.

Поиск в базе данных "Мемориал" дал только одного человека с такими инициалами:
Куликова Валентина Кузьминична, 1922 года рождения, призвана 07 августа 1941 года Емецким Райвоенкоматом Архангельской области. Вот ссылка: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=201029108

Поиск Вали Федоровой из Архангельска (или области) однозначного ответа не дал.

Справочник любезно предоставил Кукарников Сергей Иванович.

УПРАВЛЕНИЕ СЕВЕРНОГО РЕЧНОГО ПАРОХОДСТВА
ул. Р. Люксембург, 5

Начальник пароходства Рябов И. М. 4-52-25, 3-86-70
3аместитель начальника Лобанцев С. Н. 4-52-27, 4-16-83
Заместитель начальника Галынин Б. П. 4-55-63, 4-18-30
3аместитель начальника Камелев М. И. 4-54-35
Заместитель начальника Вохминов Ю. П. 4-53-70
Главный инженер Фадеев В. Ф. 4-53-42
Заместитель главного инженера Мошкин Н. В. 4-54-65

3 июля 1902г.

Вследствие указа Архангельской духовной консистории от 28 июня 1902 г. имеет честь рапортовать.

1.Что жительствующие в настоящее время в Архангельске магометане собираются на молитву в доме г. Перова, находящийся на углу Троицкого проспекта и Поморской улицы, в близи Рождественской церкви, с разрешения Господина Архангельского губернатора, данного через городского полицмейстера.

2. На устроение мечети магометанской за Костромским проспектом рядом с бывшими бойнами, причт со своей стороны не имеет препятствий, при некоторых ограничениях, а именно: