(1928г.) «Гостиный двор» или «каменный город», как он назывался встарину, имел около 600 сажен в окружности и представлял продолговатый четырехугольник, с четырьмя башнями по углам и двумя посредине — на западной и восточной сторонах; со стороны реки Двины «город» был обнесен земляным валом и палисадом. Внутри каменный город разделялся стенами па три части: верхняя называлась русским гостиным двором, нижняя — немецким, здесь же помещались таможня и склады товаров; средняя часть составляла собственно крепость. Это грандиозное сооружение начато было постройкой в 1668 году, когда, как говорится в «Двинской Летописи», «были присланы с Москвы на Двину иноземцы градодельцы Петр Марселис да Вилим Шарф, а велено им осмотреть у Архангельского города места, где можно построить город и гостиные дворы каменные, а с ними прислано великого государя грамота и чертежи: и против тех чертежей начаты делать гостиные дворы и город каменной на месте, где были прежде русской и немецкой гостиные дворы») (сгоревшие 16 мая 1667 г.); «к совершенному окончанию работою приведены через 16 лет и в 1684 г.». К концу XVIII столетия каменный город обветшал, и по указу имп. Екатерины II часть его—русский гостиный двор—была перестроена в таможенный замок; часть крепости, выходившая на Двину, также была переделана наподобие таможенного замка, и таким образом создалось существующее теперь здание; посредине была выстроена по образцу прежних новая башня, к которой впоследствии было пристроено так называемое «биржевое зало». Часть здания, занимаемая Губ судом, была перестроена в середине прошлого века для помещения здесь некоторых присутственных мест. Остальная же часть каменного города с течением времени была разобрана гражданами по кирпичику, так что теперь уже не осталось и следов. Здание таможни неоднократно переделывалось и в своем наружном фасаде уже не сохранило признаков старины, но стоит только войти во двор таможни, как перед глазами посетителя развернется красота знакомых по картинам мотивов русского каменного зодчества XVII века.
Убытки, которые несли государева казна и купечество от частых пожаров, побудили правительство построить каменные гостиные дворы. Это грандиозное здание, строителями которого были присланные из Москвы иноземные «градодельцы» Петр Марселис и Вилим Шарф, было сооружено в 1668—84 г.г.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи
«Гостиный двор» или «каменный город», как он назывался встарину, имел около 600 сажен в окружности и представлял продолговатый четырехугольник, с четырьмя башнями по углам и двумя посредине — на западной и восточной сторонах; со стороны реки Двины «город» был обнесен земляным валом и палисадом.
Внутри каменный город разделялся стенами па три части: верхняя называлась русским гостиным двором, нижняя — немецким, здесь же помещались таможня и склады товаров; средняя часть составляла собственно крепость.
Это грандиозное сооружение начато было постройкой в 1668 году, когда, как говорится в «Двинской Летописи», «были присланы с Москвы на Двину иноземцы градодельцы Петр Марселис да Вилим Шарф, а велено им осмотреть у Архангельского города места, где можно построить город и гостиные дворы каменные, а с ними прислано великого государя грамота и чертежи: и против тех чертежей начаты делать гостиные дворы и город каменной на месте, где были прежде русской и немецкой гостиные дворы») (сгоревшие 16 мая 1667 г.); «к совершенному окончанию работою приведены через 16 лет и в 1684 г.».
К концу XVIII столетия каменный город обветшал, и по указу имп. Екатерины II часть его—русский гостиный двор—была перестроена в таможенный замок; часть крепости, выходившая на Двину, также была переделана наподобие таможенного замка, и таким образом создалось существующее теперь здание; посредине была выстроена по образцу прежних новая башня, к которой впоследствии было пристроено так называемое «биржевое зало».
Часть здания, занимаемая Губ судом, была перестроена в середине прошлого века для помещения здесь некоторых присутственных мест. Остальная же часть каменного города с течением времени была разобрана гражданами по кирпичику, так что теперь уже не осталось и следов.
Здание таможни неоднократно переделывалось и в своем наружном фасаде уже не сохранило признаков старины, но стоит только войти во двор таможни, как перед глазами посетителя развернется красота знакомых по картинам мотивов русского каменного зодчества XVII века.